Драматические события в Белоруссии стали дополнительным стимулом для роста социального протеста в обществе, который в условиях Минска уже достигает критических величин, что можно было наблюдать 19 декабря. Как следствие, белорусским властям предстоит мобилизация всех имеющихся ресурсов и привлечение новых, в первую очередь финансово-экономических, для "удержания ситуации" в последующие полгода - год. В первую очередь, увеличение финансирования потребуют социальный и силовой блоки. Людям необходимо что-то "подбросить" для некоторого общественного успокоения, а силовиков стимулировать финансово для качественного обеспечения контроля за фактически арестованной страной.

Это - первые выводы, которые напрашиваются по итогам послевыборных заявлений Александра Лукашенко, например, о выкорчевывании из белорусской политической пущи "безмозглой демократии".

Однако мобилизация ресурсов, а в особенности привлечение новых, серьезно сузит пространство политического маневра для Александра Лукашенко. Для привлечения ресурсов потребуется куда большая договороспособность, чем та, к которой был склонен руководитель Белоруссии. Фактически речь идет о том, что для удержания власти в Белоруссии Лукашенко должен серьезно поступиться собственными интересами с потенциальными политическими и экономическими "инвесторами", которые легитимируют президентские выборы гротескного "брежневского" образца.

Видимо поэтому Европарламент ограничился малопонятным заявлением о том, что разгон оппозиционеров "бросает тень на президентские выборы в Белоруссии". И это на фоне массовой бойни, сопровождаемой похищениями оппозиционных участников президентских выборов. Действительно тень, да и только.

"Антилукашенковская" позиция Польши на фоне высокого уровня безработицы, страдающей от увеличивающегося миграционного притока из Белоруссии - это отдельный разговор, но с прогнозируемым итогом: голос поляков тонет в индифферентном потоке дежурных заявлений соседей по ЕС.

Американцам, также дежурно осудившим минское кровопролитие и призвавшим белорусские власти к сдержанности, опять-таки близка логика манипулирования слабеющим из-за дефицита ресурсов Лукашенко. Иначе чем можно объяснить призыв к сдержанности вместо традиционной американской забавы - введения санкций, которые моментально поставили бы под удар венесуэльскую нефтяную схему Лукашенко - Чавеса. Ровно как и надежды Лукашенко на стабилизацию белорусской нефтеперерабатывающей промышленности, по причине российско-белорусских скандалов оказавшейся на грани коллапса.

Сомнительно, чтобы в условиях американских санкций украинцы решились прокачивать венесуэльскую нефть по нефтепроводу Одесса - Броды, который (и этого нельзя забывать) в данный момент работает перпендикулярно интересам России.

Характерно, что сформулированный Дмитрием Медведевым формат взаимоотношений с НАТО, предусматривающий введение зон ответственности как для участников альянса, так и для России, фактически предписывает интеграцию ПВО Белоруссии под контролем общекомандного центра в РФ в пространство глобального зонта безопасности. То есть российский президент уже распорядился белорусской картой. Задача американцев - эту козырную белорусскую карту нейтрализовать, дабы минимизировать политическую стоимость инициативы российского президента. В этом контексте слабеющий Лукашенко практически идеальный объект для воздействия.