На Всероссийской конференции транспортников в Новосибирске 8 ноября премьер-министр России Владимир Путин сообщил, что российские власти с 2012 г. будут субсидировать процентные ставки при приобретении иностранной авиатехники в лизинг региональными компаниями. Многие средства массовой информации в этой связи напомнили заявление президента Медведева, который после катастрофы самолета Як-42 с хоккейной командой "Локомотив" на борту сказал, что безопасность людей важнее поддержки отечественного авиапрома, и распорядился подготовить программу масштабной закупки новых самолетов вне зависимости от страны их производства.

Для начала мы хотели бы разбить эту логическую связь: субсидирование процентных ставок по лизинговым платежам предполагается ввести для региональных лайнеров вместимостью до 50 мест. Сейчас на авиарынке России самолеты такого типа пользуются самым высоким спросом, а в России такие самолёты не производятся. То есть субсидирование закупки иностранных лайнеров будет введено не из соображений их повышенной безопасности, а из-за отсутствия российских аналогов, хотя и здесь есть задел - самолеты Ан-140, которые пытается производить самарский "Авиакор" и которые теоретически могли бы заменить устаревшие Ан-24, но они слишком дороги. Так, цена Ан-140 составляет более 20 млн. долларов: другой вопрос, почему он так дорого стоит, но самолет есть.

Однако важно другое: вне зависимости от причин, побудивших правительство России помогать региональным авиакомпаниям покупать самолеты для местных перевозок, а в перспективе и заменить отечественные самолеты на "Боинги" и "Аэрбасы", утверждение "иностранные самолеты безопаснее, чем российские" в общественном мнении имеет очень, к сожалению, большой вес. Как мы видим, даже президент нашей страны придерживается этой точки зрения.

Никому даже в голову не придёт спорить с тем, что безопасность пассажиров является приоритетом номер один. Но убедительных данных, говорящих о том, что безопасность самолетов напрямую зависит от их зарубежного происхождения, нигде не приводится. Мы попытались изучить этот вопрос и столкнулись с тем, что ни Росавиация, ни Ространснадзор, ни Минтранс - никто не публикует ясной статистики по авиапроишествиям в России.

В интернете нетрудно отыскать данные о серьёзных авиаинцидентах и авиакатастрофах, повлекших за собой человеческие жертвы. Так, например, в конце августа вице-премьер С. Иванов сообщил, что в 2011 году с гражданскими самолетами в России произошло 26 авиапроисшествий, в том числе 13 катастроф, в которых погиб 81 человек (это говорилось ещё до сентябрьской катастрофы, в которой погибла хоккейная команда "Локомотив"). По сравнению с 2010 годом, количество катастроф возросло в два раза, а количество погибших в них - в четыре. Изучение списка этих происшествий нам недвусмысленно показывает: падают самолеты и вертолеты, выпущенные в СССР или современной России. Однако официальное расследование двух самых нашумевших катастроф этого года - Ту-134 в Петрозаводске и Як-42 в Ярославле - показало, что причиной обеих трагедий стало нарушение правил полетов, а совсем не технические проблемы на борту. Как преодолеть недисциплинированность и надежду на "авось" в авиации - это, пожалуй, самый важный вопрос, стоящий перед профильным министерством и контролирующими органами. Но то, что он не решается с помощью закупки иностранных самолётов, - это очевидно!

Тем временем, статистика, отражающая нефатальные авиапроисшествия, связанные с техническим состоянием эксплуатируемых в России самолетов, в настоящее время нигде не публикуется. Хотя эти данные дали бы нам веские основания для обсуждения зависимости безопасности самолетов от страны производства. В условиях этого информационного вакуума нам пришлось самостоятельно провести мониторинг сообщений информагентств об аварийных и вынужденных посадках самолётов. И, по данным этого исследования, оказалось, что аварийных посадок "Боингов" в России было больше, чем происшествий с самолетами КБ Антонова. Если считать инциденты с судами одного типа, то Боинги-737 аварийно приземлялись столько же раз, как и Ан-24.

Безусловно, в нашей статистике могут быть неточности и ошибки, она может учитывать только часть данных, но при отсутствии другой информации, наши подсчеты определенно отражают общую картину - советские и российские самолеты ничуть не более аварийны, чем зарубежные. А если это так, то противопоставление "поддержка российского авиастроения - или безопасность" - это, мягко говоря, ложный выбор. И руководствуясь этим ложным противопоставлением Россия может сначала отказаться от собственной авиационной промышленности, а затем окажется, что безопасность не только не повысилась, но даже упала. Ведь закупка новых самолетов подразумевает приобретение тренажеров и обучение пилотов на новом уровне, а с этим в наших авиакомпаниях и учебных центрах тоже есть большие проблемы.

Если мы всерьёз озабочены авиационной безопасностью, нужно избавиться от стереотипа "иностранное - значит лучшее". Давайте для начала опубликуем официальную статистику по техническому состоянию авиапарка, используемого в России, а также данные об авиапроисшествиях, связанных с техническими неисправностями. Затем необходимо разобраться: какие из этих происшествий были связаны с конструктивными особенностями лайнеров, а какие с некачественным обслуживанием. Только с опорой на такие данные можно будет ответственно выявлять связь между безопасностью и типами воздушных судов. До тех же пор любые утверждения - это всего лишь стереотипы.

Статистика авиационных происшествий в 2011 году (аварийные и вынужденные посадки самолетов)

* подготовлено на основе сообщений СМИ

Типы лайнеровДатаМестоПричинаКомпания
Иностранные    
Boeing    
Boeing-767-30001.01.2011Ростов-на-Дону Трансаэро
Boeing-75709.02.2011НовосибирскНе убралось шасси 
Грузовой Boeing18.04.2011Екатеринбург  
Boeing 757-20004.06.2011КрасноярскНеисправность в гидравлическом комплексе управления закрылкамиСеверный ветер
Boing-73706.06.2011ОмскОтказ системы кондиционирования 
Boeing-73709.06.2011Ростов-на-ДонуНесимметричная уборка закрылковДонавиа
Boeing-73522.06.2011Ростов-на-ДонуРазгерметизация кабины 
Boeing-76729.07.2011МинскОтказ подачи топлива в правый двигатель самолетаГТК Россия
Boeing-76721.08.2011Южно-СахалинскПовреждение шассиТрасаэро
Boeing 737-20004.09.2011Петропавловск-КамчатскийНекачественная сборка топливной системыСахалинские авиалинии
Boeing-76720.10.2011СимферопольОтказ генератораГТК Россия
Boeing-73701.11.2011ЕкатеринбургРазгерметизация кабиныОренбургские авиалинии
Boeing-73707.11.2011Санкт-ПетербургНеполадки в бортовых системах 
Boeing-74711.11.2011МоскваТехнические проблемы на бортуТрансаэро
Boeing 757-20011.11.2011ЯкутскТехнические неполадки с поддувом кабины пилотовЯкутия
Airbus    
А-32015.04.2011Ульяновск Авианова
A-32019.07.2011Екатеринбург Уральские авиалинии
А-32006.11.2011НовосибирскОтказ аэронавигационной системыУральские авиалинии
А32016.11.2011ЛондонНеполадки в работе двигателяАэрофлот
Другие иностранные лайнеры    
АТР-4218.02.2011МоскваОтказ двигателяЮТэйр
SRG-20017.09.2011ОмскПерегрев левого двигателяИрАэро
АТР-7522.10.2011ТюменьОтказ генератора 
SGJ 20009.11.2011УраяНе выпустились закрылки. ОбледенениеЮТэйр
Советские и российские    
Антонов    
Ан-14818.04.2011Минеральные водыПосадка на строящуюся полосу 
Ан-228.04.2011Краснодарский край  
Ан-2431.05.2011Южно-СахалинскПосторонний шум в передней стойке шасси 
Ан-202.06.2011Новосибирсквая областьПерегрев двигателяРОСТО
Ан-2414.06.2011Красноярский крайПомпаж правого двигателяКатэкАвиа
Ан-221.06.2011МаганПадение давления воздуха в двигателе и масла в тормозной системеПолярные авиалинии
Ан-224.06.2011БлаговещенскПадение давления масла 
Ан-2411.07.2011Томская область Ангара
Ан-2408.08.2011БлаговещенскВыкат за пределы ВПП 
Ан-1209.08.2011МагаданНеисправности в двигателе 
Ан-2427.10.2011МомаРазгерметизации кабины из-за появления трещины на лобовом стеклеБурятские авиалинии
Туполев    
Ту-13427.05.2011ТюменьОтказ двигателяЮТэйр
Ту-15402.07.2011ЕкатеринбургОтказ двигателяУральские авиалинии
Ту-15407.07.2011МахачкалаОтказ двигателяАвиалинии Дагестана
Ту-15416.07.2011АбаканОтказ двигателя 
Ту-15429.07.2011ТомскРазрыв одного из шести колес левой стойки шассиАлроса
Яковлев    
Як-4211.06.2011МоскваЗаклинили колеса левой стойки шассиТулпар-эйр
Як-4207.11.2011СаратовТечь в топливном баке 
Ильюшин    
Ил-7630.09.2011Челябинская областьОтказ двигателяВоенно-транспортный
Ил-7614.11.2011МоздокНеисправности в одном из двигателейТранспортный самолет МВД