Заявление посольства Таджикистана в Москве от 3 апреля 2012 года, выдержанное в жестких тонах и содержащее тяжелые обвинения в адрес Узбекистана, обещает стать новым отсчетным этапом во взаимоотношениях двух соседних стран. Пожалуй, впервые, отбросив в сторону свойственную азиатской дипломатии "улыбчивость", официальные представители Таджикистана назвали вещи своими именами. Ташкент отреагирует жестко. Может и игнорировать. Но суть не в этом.

Таджикистан выдавил это заявление главным образом потому, что ситуация в граничащей с Узбекистаном Хатлонской области, да и в целом по стране, мягко говоря, перестала внушать хоть какой-нибудь оптимизм. В указанной области, оставшейся практически без газоснабжения и железной дороги, рацион 70% населения состоит из хлеба и чая. Согласно последнему исследованию Всемирного банка и Детского фонда ООН, более трети таджикских детей до 5 лет умирают от последствий голода. Дальнейшая блокада будет работать на углубление социально-экономической катастрофы что, в конечном счете, резко пошатнет позиции власти "его величества" в Душанбе, если уже не пошатнула. Об этом открыто говорится в заявлении таджикской дипломатической миссии в Москве. Но почему в Москве?

30 марта состоялся телефонный разговор президента Таджикистана с премьер-министром Российской Федерации Владимиром Путиным, в ходе которого обсуждалась тяжёлая гуманитарная ситуация, сложившаяся в Таджикистане в результате непростой зимы. В этой связи Рахмон обратился с просьбой к России об оказании экстренной помощи. Российский премьер обещал такую помощь и дал соответствующее распоряжение правительству страны. Уже во второй половине дня 3 апреля в душанбинском аэропорту приземлится первый самолет МЧС с грузом гуманитарной помощи. Еще два борта прибудут в ближайшие дни.

Эксперты в Таджикистане предрекали активизацию российской политики с приходом Путина. Но даже они не ожидали, что события начнут развиваться в опережающем режиме. Дело в том, что Узбекистан не просто временно блокирует транзитные коммуникации, оказывая экономический нажим на соседа, он выстраивает полноценный железный занавес, физически оставляющий Таджикистан за пределами постсоветского пространства и надежд когда бы то ни было присоединиться к новым интеграционным проектам на развалинах СНГ. Железная дорога разбирается, поставки газа прекращены, минные поля вместо границ, убивающие и калечащие десятки местных жителей в год и визовый режим без воздушного сообщения.

Весьма симптоматично, как на этом фоне суетятся США и различные международные финансовые круги, широко и активно лоббируя начинания по прокладке коммуникаций из Таджикистана в афганском направлении. Образно говоря, Узбекистан выдавливает Таджикистан из пространства СНГ, а американцы пристраивают его к Афганистану, естественно, беря на себя при этом функции обеспечения "безопасности" таджикско-афганской границы (но не обеспечения его голодающего населения и не предоставления рабочих мест миллиону его граждан в России!). Те функции, которые долгое время исполняла Россия. Второе направление работы американцев - таджикско-иранские связи. Помощник Госсекретаря США Роберт Блейк 27 марта в Душанбе призвал страны региона воздержаться от отношений с Ираном. То есть американцы хотели бы видеть Таджикистан в качестве своей тыловой и ресурсной базы, возможно, оперативного центра рядом с Афганистаном или... внутри его - внутри нового проекта "регионализованного" Афганистана.

Через пару дней после памятного призыва Блейка прекратить отношения с Ираном, в Душанбе прибыл командующий Центральным командованием армии США Джеймс Мэттис. Последний, как и следовало ожидать, поощрил Таджикистан за "содействие, оказываемое международным силам коалиции в Афганистане и восстановлении экономики этой страны". О том, что сам Таджикистан терпит жесточайший кризис, сказано ничего не было. По данным пресс-службы таджикского президента, американский генерал, отмечая "буферную роль" Таджикистана в предотвращении и распространении угроз терроризма, экстремизма и незаконного оборота наркотиков, пообещал с 2014 года, после вывода войск коалиции из Афганистана, нарастить военную помощь Душанбе. Помощник Госсекретаря США Роберт Блейк за неделю до этого уточнил, каким образом и откуда эта помощь будет поступать: часть вооружения, вывозимого из Афганистана, будет отдана на бесплатной основе или продана странам региона. "Убивайте друг друга, союзники западных миротворцев!" - звучит немой призыв.

Развивая мысль американского генерала о "буферной" функции Таджикистана, необходимо отметить, что этот "буфер", чисто географически, может в последующем стать и весьма удобным "мостиком" между Афганистаном и Китаем. А как этот мостик, опять же в последующем, предпочтут использовать американцы - другой вопрос. Уже для Китая.

Вместе с Таджикистаном в "буферной" зоне остается и российская военная база. При этом Москва добивается пролонгации сроков ее дислокации на полстолетия вперед. Видимо, очень хочется поэкспериментировать: станет эта база просто свидетелем будущих катастроф или станет ещё и добровольным их заложником.

Узбекистан в Средней Азии выполняет сегодня ту же функцию, что и Грузия в Закавказье. При этом политика Ташкента еще более опасна, поскольку проводится исподтишка. Будучи членом военно-политического блока ОДКБ, Узбекистан преднамеренно подтачивает безопасность одного из членов альянса. Призывы президента Белоруссии Александра Лукашенко пересмотреть членство этой страны в ОДКБ так и не удостоились реакции узбекских властей. Выйдя - одновременно с организованной при участии Запада акции в Андижане в 2005 году - из состава проамериканской региональной организации ГУУАМ (Грузия, Украина, Узбекистан, Азербайджан, Молдавия) и заявив о вхождении в ОДКБ, Ташкент, кажется, забыл привести в соответствие с интересами новых партнеров и свою политику.

С учетом откровенно антироссийских действий нового "прокремлёвского" руководства Киргизии, официально заявленного курса сближения члена ОДКБ Бишкека с Азербайджаном и Турцией, а также Грузией - ключевым транзитным звеном, обеспечивающим весь этот пояс, впору говорить о перспективе полной изоляции российских военных баз в Киргизии и Таджикистане. Впрочем, точно так же, как и в Армении - другом члене ОДКБ. С этой точки зрения, Таджикистан и Армения, весьма сильно зависящие от сотрудничества и политической ситуации в Иране и России, оказались практически в идентичных условиях. Примечательно, что в случае с Арменией США столь же упорно лоббируют разблокирование границы с Турцией, как и в случае с Таджикистаном - "интеграцию" с Афганистаном.

Очевидно, текущая задача России должна заключаться в том, чтобы эти процессы были каким-то образом заторможены. В противном случае, ОДКБ окончательно теряет свой смысл и предназначение, а "южный коридор" от Турции до Китая смыкается, оставляя за пределами российского поля влияния три её воинских контингента. С этой точки зрения, обратный транзит оружия НАТО из Афганистана в Среднюю Азию лишь усугубит ситуацию.

Непосредственным свидетельством ослабления позиций России и Ирана в черноморско-каспийском и среднеазиатском регионах становится намерение Туркмении и Азербайджана проложить газопровод по дну Каспийского моря. В случае строительства, он позволит транспортировать в обход России не только туркменские, но и узбекские углеводородные ресурсы. Это главный участок проекта NABUCCO, который якобы, "заморожен" Турцией. Не случайно с резкой критикой относительно этих планов министр иностранных дел России Сергей Лавров выступил 2 апреля именно из Еревана.

Тем не менее, что касается Таджикистана, то ближайшие действия и решения Рахмона позволят четко ответить на вопрос, способна ли эта страна к сопротивлению или же процесс ее "афганизации" отныне необратим. Еще не поставленная подпись Рахмона под документом о пролонгации сроков дислокации российской военной базы на 49 лет свидетельствует о сомнениях и судорожных попытках Душанбе торговать с Россией и Ираном своими собственными проблемами. Эмомали Рахмон не может не понимать, что длительная блокада со стороны Узбекистана приведет к полному сращиванию его страны с Афганистаном. Другой дороги тогда уже не будет. Как и возможности с кем-либо торговаться.