Ряд знаковых событий и высказываний региональных политиков и представителей ведущих внерегиональных сил позволяет предположить, что в среднесрочной перспективе в Закавказье могут начаться процессы, ведущие к ощутимой перформатировке нынешней ситуации и в окружающем геополитическом пространстве.

Так, на днях посол Польши в Армении Здислав Рачински заявил, что шансы Еревана на парафирование уже нынешней осенью договоров о Глубокой и всеобъемлющей зоне свободной торговли между Арменией и ЕС и ассоциации республики с Евросоюзом высоки, поскольку достижения Армении на пути сближения с Европой оцениваются не просто позитивно - "Армения становится одним из лидеров программы "Восточного партнерства" ЕС. А так как именно Варшава была "локомотивом" в деле подключения стран Южного Кавказа к этой программе, то "успех Армении является также успехом внешней политики Польши", - заявил дипломат.

Симптоматично, что одновременно Ереван посетила группа дружбы Европарламента, в ходе встречи с членами которой спикер Национального собрания Армении Овик Абрамян заявил, что армянский парламент готов ратифицировать соглашение об Ассоциации и Зоне свободной торговли - при том, что вопрос о ратификации этих документов может встать не ранее 2014 года.

Поэтому, думается, дело не в "успехах" польской дипломатии, а более широких аспектах, связанных с общей политикой Запада и России в регионе.

Напомним, что в ходе прошедшего визита в Москву главы МИД Армении Эдварда Налбандяна его российский коллега Сергей Лавров назвал российско-армянское сотрудничество в рамках ОДКБ "образцовым" и высокоэффективным. А что касается "рассмотрения возможности сотрудничества Армении с Таможенным союзом (ТС) и Единым экономическим пространством (ЕЭП)", тот тут "зафиксирован прогресс". Очевидно, что если в случае с ЕС речь идет о практически решенных перспективах, то в вопросе интеграции Армении со странами постсоветского пространства (стремление к чему на официальном уровне Ереван приветствует) дело сводится, в основном, к сфере военно-политического сотрудничества, что, видимо, вполне устраивает Ереван.

В данном контексте стоит провести параллель с Украиной. На днях советник президента России Сергей Глазьев, в ходе бурной дискуссии в одной из передач на украинском телевидении, заявил, что если Украина в ноябре 2013 года подпишет договор об Ассоциации и создании Свободной и всеобъемлющей зоны свободной торговли с ЕС, то она навсегда закроет для себя возможность присоединения к Таможенному союзу с Россией, Казахстаном и Белоруссией. То есть, тем же путем, что и Украина, движется сегодня Армения. Для России это означает, что Закавказье остается за бортом Таможенного союза и евразийской интеграционной парадигмы в целом, поскольку Грузия и Азербайджан в дискуссию о вступлении в Таможенный союз даже не вступают.

Любопытным выглядит и заявление Налбандяна о том, что уже в мае в Кракове планируется провести очередную встречу руководителей МИД Армении и Азербайджана с послами-сопредседателями Минской группы ОБСЕ по Нагорному Карабаху. И эта встреча может стать подготовкой к саммиту президентов противоборствующих сторон - Армении и Азербайджана. Данное заявление прозвучало на фоне указаний на полную стагнацию миротворческого процесса и необходимости вернуть стороны за стол переговоров, о чем сказал Лавров, и слов Налбандяна о том, что процесс всё же "не зашел в тупик". По мнению армянского министра, если Азербайджан действительно не желает сохранения нынешнего статус-кво, то должен согласиться с предложениями президентов стран-сопредседателей Минской группы, которые, по его словам, армянской стороной приняты.

Нет сомнений, что достаточно неожиданное указание на возможность еще одной встречи президентов Ильхама Алиева и Сержа Саргсяна непосредственно связано с процессами, происходящими как в рамках программы "Восточное партнерство", так и последних обстоятельств, связанных с замороженным ходом армяно-турецкого урегулирования. Отметим, впрочем, что, например, США это процесс замороженным не считают и постоянно предпринимают самые разнообразные шаги и усилия для его реанимации. О чем говорят, в частности, традиционное обращение президента Барака Обамы к армянскому народу в связи с Днем памяти жертв Геноцида армян 1915 года в Османской империи и ответ МИД Турции на слова американского лидера, а также - недавние высказывания госсекретаря Джона Керри о том, что Турция, якобы, играет "конструктивную роль" в вопросах карабахской повестки. На самом деле, это, конечно, не так. Армянская сторона многократно отмечала, что Анкара увязывает возобновление армяно-турецкой нормализации с уступками армянской стороны в Карабахе, и уже поэтому турецкое посредничество невозможно в принципе. Госсекретарю, который долгие годы был в Сенате одним из видных армянских лоббистов, это, разумеется, известно. Поэтому его слова являются, скорее, указанием на то, чего именно ожидает Вашингтон от Анкары.

Эти ожидания в определенной степени были озвучены 24 апреля в обращении президента США. Барак Обама, вновь избежав термина "геноцид" (он, как обычно, употребил словосочетание "Мец Егерн", что означает "великая резня"), призвал Анкару признать трагедию начала XX века. В ответе турецкого МИД американскому лидеру, в частности, говорится, что слова Обамы выглядят "однобоко", поскольку отражают "позицию армянской стороны в части болезненной темы общей для армян и турков истории". Поэтому Анкара ожидает, что "Вашингтон, как важный партнер Турции, не будет углублять проблему, а напротив, проявит конструктивность, станет поощрять армянскую сторону, избегающую объективного научного исследования этого вопроса, быть более реалистичной и гибкой". Это намек на требование о создании независимой комиссии историков, что предусмотрено армяно-турецкими протоколами 2009 г., парафированными в Цюрихе, но до сих пор не ратифицированными. С одной стороны, этому препятствует резкая обструкция Баку, а с другой - несогласие армянской стороны обсуждать в любом формате факт геноцида.

Все указанные факты укладываются в контекст повестки ближневосточного гиперрегиона. Вашингтон не случайно предпринял беспрецедентные усилия для достижения примирения между Турцией и Израилем. Уже одно это свидетельствует, что дело идет к разрешению двух кризисных ситуаций - вокруг иранской ядерной повестки (активизации на этом направлении можно ожидать уже осенью, когда станет ясен внутрииранский расклад после летних президентских выборов) и сирийского противостояния. В первом случае наблюдатели уже заговорили о возможности предоставления Турцией авиабазы израильским ВВС для удара по Ирану. Во втором - прозвучало четкое высказывание Барака Обамы о том, что если будет доказано применение сирийским режимом химического оружия против "мирного населения", это "полностью изменит правила игры". Можно не сомневаться: в случае принятия соответствующего политического решения, американская разведка обязательно найдет необходимые доказательства - точно так же, как это произошло в случае с "оружием массового поражения", якобы находившимся в распоряжении иракского диктатора Саддама Хусейна. Не исключено, впрочем, что такое решение уже принято.

В этих условиях сохранение мира в Закавказье и подключение региона к реализации указанных планов становится важной задачей для Запада. Как известно, Азербайджан и Грузия уже предложили НАТО использовать для вывода коалиционных сил из Афганистана железную дорогу Баку-Тбилиси-Карс, строительство которой будет закончено в 2014 году. Ничто не мешает части отступающих из Афганистана подразделений "задержаться" при этом в обеих закавказских странах. Тем самым будет обеспечен оперативный тыл для иранской и сирийской операций. В таком раскладе необходимо, разумеется, добиться хоть каких-нибудь подвижек в карабахском урегулировании, чтобы обезопасить этот путь: ведь железная дорога проходит в 20-30 км. от линии армяно-азербайджанского противостояния и в этом смысле весьма уязвима. Также желательно открытие армяно-турецкой границы. В таком случае "мягкое" усиление экономической и военно-политической роли Анкары в делах региона станет неизбежным, что также на пользу указанным планам и раскладам.

Несомненно, в российских политических, дипломатических и экспертных кругах подобные перспективы рассматриваются. Ничего положительного для влияния России в регионе они, разумеется, не несут, но проблема в том, что полностью помешать их осуществлению Москва не в состоянии. Поэтому, насколько можно понять, избрана тактика минимизации возможного ущерба. Это возможно, если, как было сказано, Баку согласится с предложениями сопредседателей Минской группы ОБСЕ. Последние предусматривают, помимо прочего, на начальном этапе урегулирования демилитаризацию ряда районов вокруг собственно Нагорно-Карабахской республики и ввод туда миротворческих сил. Есть все основания считать, что это будут силы ОДКБ (чем не пример "образцового" сотрудничества), и базироваться они смогут с помощью готового вот уже год к эксплуатации, но пока бездействующего Степанакертского аэропорта. Также деблокада армяно-турецкой границы позволила бы России расширить снабжение своей 102-й военной базы в армянском Гюмри, поскольку надежды на открытие Абхазской железной дороги пока не оправдываются, да и в любом случае Грузия вряд ли отменит запрет на перевозку по своей территории российских грузов военного назначения. Если эти шаги удастся осуществить, Москва сохранит заметные рычаги контроля в Закавказье, как бы ни развивались события вокруг Сирии и Ирана.

Гай Борисов, политический обозреватель ИА REGNUM