ИА REGNUM: Г-н Джрбашян, обрисуйте основные цели и направления деятельности AEPLAC (Армяно-европейский консалтинговый центр экономической политики и права)...

AEPLAC - проект Европейского Союза, финансируемый в рамках программы технического содействия развивающимся странам (TACIS). Основным направлением нашей деятельности является консалтинг, а основным бенефициарием - правительство Армении. AEPLAC консультирует армянское правительство и оказывает экспертное содействие в рамках процесса интеграции с Европой и, в частности, реализации Договора о партнерстве и сотрудничестве (ДОПС), подписанном между Арменией и ЕС в 1996 году и вступившим в силу с 1999 года. AEPLAC - наиболее крупный проект ЕС в Армении и, в основном, концентрируется на предоставлении юридических консультаций, связанных с разработкой нового законодательства, анализом существующего, а также в вопросах экономической политики.

За последний год наша основная деятельность была направлена на решение вопросов, связанных с подготовкой Национальной программы по реализации ДОПС. В целом, если говорить о содержании этой программы, она полностью основана на методологии, использованной в свое время странами-кандидатами в члены ЕС. Программа включает в себя все вопросы, связанные с юридической аппроксимацией законодательной, институциональной и политической направлений. Вот, собственно, над этим мы и работаем. Отмечу также, что согласно правительственному постановлению Национальной программы по реализации ДОПС должна быть принята до октября текущего года.

ИА REGNUM: Действуют ли аналогичные структуры в соседних странах региона - в Грузии и Азербайджане?

Да, в регионе налажена определенная сеть так называемых сестер...

ИА REGNUM: Связанных между собой?

Нет, чисто в организационном плане они не взаимосвязаны, но по содержанию, по сути деятельности, они связаны друг с другом. Подобные организации существуют на сегодняшний день на Украине и в Грузии - несколько особый статус они имеют в Азербайджане и Молдавии. В прошлом году в Тбилиси состоялась конференция с участием представителей этих пяти стран - участники обменялись опытом и попытались понять, какая из этих стран в какой последовательности идет вперед.

ИА REGNUM: И что удалось выяснить?

Во-первых, удалось понять, что AEPLAC, в принципе, реализует достаточно уникальный эксперимент по внедрению в трех странах Южного Кавказа совершенно конкретных методологий, разработанных для кандидатов в члены ЕС. Уникальность состоит в том, что на сегодняшней политической повестке этих трех стран вопрос членства в ЕС не стоит. Да, эти страны (Азербайджан, Армения, Грузия - ред.) заявили о европейском курсе развития, но в содержательном плане мы продолжаем проводить указанный мною эксперимент, который, кстати, очень серьезно поддерживается со стороны ЕС.

ИА REGNUM: Я имел в виду, удалось ли Вам в ходе конференции в Тбилиси выяснить, какая из трех стран региона, если это можно так выразиться, преуспела в интеграционных процессах с Европой. Ведь, не секрет, что в регионе присутствует некоторая атмосфера конкуренции в вопросах активизации взаимоотношений не только с ЕС но и другими западными структурами и организациями...

К сожалению, на самом деле общественность видит только вершину айсберга. То есть, если рассматривать все на уровне политических заявлений и деклараций, то вполне возможно, что одни идут с опережением графика, а другие несколько отстали. Однако, если рассматривать предмет в содержательном преломлении, то сама методология и тот принцип, который используется сегодня правительством Армении и поддерживается нами - он намного более продвинут, чем у остальных участников процесса интеграции с единой Европой. Чтобы не быть голословным, приведу пример... Украина, находящаяся в гораздо более выгодном географическом положении и развивающая намного более тесное политическое сотрудничество с ЕС, хотя и проявляет большую активность в процессе продвижения программы действий в рамках политики нового европейского соседства, но при этом она сегодня стоит перед вопросом подготовки подробной, всеобъемлющей и методологически обоснованной программы. В то же время в Грузии этот процесс вообще лишь сегодня инициируется... А Армения, фактически, уже более года работает в этом направлении и, по всей видимости, если политическая воля ее руководства сохранится, то к октябрю она подаст серьезную заявку на углубление этого процесса.

ИА REGNUM: В последнее время очень много говорится о новой европейской инициативе "Расширенная Европа: новые соседи", участницей которой стала, в частности, и Армения. Соприкасается ли каким-либо образом эта программа с Договором о партнерстве и сотрудничестве между Арменией и ЕС? Вместе с тем, хотелось бы узнать Ваше мнение относительно той точки зрения, что страны, включенные в политику нового европейского соседства, никогда не станут полноправными членами ЕС и послужат лишь в качестве окончательного буфера для расширенной Европы?

Связь между политикой нового европейского соседства и ДОПС однозначно есть, что не раз подчеркивалось со стороны Европейской комиссии и официальных лиц ЕС. По сути, инициатива "Расширенная Европа: новые соседи" основывается на этом Договоре. Более того, до определенного времени, который настанет ориентировочно через 5-7 лет ДОПС останется единственным юридическим документом, который регулирует взаимоотношения между Арменией и ЕС. Что же представляет собой программа нового соседства... Она лишь предполагает активизацию деятельности в определенных взаимовыгодных направлениях. Что касается целей этой программы, то, на мой взгляд - ЕС стремится окружить себя кольцом политически предсказуемых и экономически стабильных друзей, с которыми можно будет вести полезный диалог, сотрудничать в экономической сфере. Согласимся, что это вполне резонные цели.

С этой точки зрения национальная программа по реализации ДОПС, являющаяся односторонним документом правительства Армении, декларирует приоритеты и последовательность действий в процессе приближения к определенным процессам. С другой стороны, программа действий к инициативе "Расширенная Европа: новые соседи", предполагаемая к принятию до конца 2005 год, будучи документом уже двусторонним, в определенном смысле дополнит нашу национальную программу и наметит пути достижения ее приоритетов. Опять-таки для сравнения, Украина, принявшая программу действия, только сейчас занята разработкой собственной национальной программы. Проще говоря, она знает, что надо делать, но пока не определилась, как именно это делать.

Отвечая на вторую часть вашего вопроса, означает ли новое соседство - вечное соседство... По крайней мере, изначально и до сих пор одно другое не исключало. То есть, речи о том, что вхождение в европейскую программу нового соседства закрывает возможность для Армении стать в каком-то обозримом будущем членом ЕС, не было изначально. Это не так. Хотя, вместе с тем, этот вопрос ставится сегодня в Армении, он также неоднократно поднимался со стороны высшего руководства страны. Мне кажется, что стратегическая цель Армении состоит в том, чтобы быть вместе с Европой. Но в то же самое время ей необходимо выжать максимум преимуществ именно в процессе сближения с ней. Эту цель можно сформулировать следующим образом - создать европейское государство, основанное на европейских ценностях, экономической системе и только потом говорить о политической составляющей. Тем более, что программа сотрудничества предполагает для Армении серьезный экономический прорыв, в том числе возможность получения общего рынка, в обмен на реализацию тех целей, которые ставит перед собой ЕС. То есть, вполне возможно, что следующим юридическим документом, который заменит ДОПС, станет договор о свободной торговле или таможенном союзе. Таким образом, ЕС предлагает обмен: мы соглашаемся жить в стабильности, безопасности, развивать демократию, защищать права человека и совместно бороться с терроризмом, а получаем экономические выгоды от свободного выхода на самый большой по размерам и платежеспособности рынок мира, каковым является ЕС.

ИА REGNUM: И все-таки, несмотря на такие амбициозные проекты, разработанные европейцами для стран постсоветского пространства, кажется, сегодня под угрозой интеграционные процессы внутри самого ЕС... Провал конституционного референдума сначала во Франции, а затем и в Голландии расценен многими экспертами как очевидный результат доминирования национальных интересов над слепой интеграцией... В этом контексте - насколько конституционный конфуз отдалил перспективу вступления Турции в ЕС, а значит приближения границы ЕС непосредственно к государственной границе Армении?

Если рассматривать происходящее в Европе с глобальной точки зрения, то за последние 10 лет, ЕС, изначально созданный на идее экономической интеграции и формирования общего рынка, достиг небывалых доселе в мировой истории масштабов. Интегрируя рынки и обеспечивая свободное движение товаров, услуг и капитала, ЕС все эти 10 лет параллельно проводил довольно рискованный, но очень интересный эксперимент по формированию политически интегрированной структуры. Как известно, в истории человечества не было прецедента политической интеграции без войны. Создание политически интегрированных систем всегда сопровождалось насилием и кровопролитием. По сути, ЕС реализует мирный вариант политической интеграции. В итоге, за этот период на политической арене мира появился, фактически, новый игрок в лице ЕС.

Мое личное мнение состоит в том, что процесс принятия общеевропейской Конституции был инициирован несколько преждевременно, поскольку выгоды и достижения от политической интеграции не создавали предпосылок для поддержки со стороны населения национальных государств. С другой стороны, создание единой экономической системы, в частности монетарного союза, в процессе которого страны отказались от своей национальной валюты, был очень болезненным, и его последствия до сих пор ощущаются.

То есть мне кажется, что референдум по Конституции был инициирован, во-первых, европейской бюрократией, заинтересованной в ускорении политической интеграции, во-вторых, рядом политических структур национального уровня, правительствами, с тем, чтобы дать формальные очертания процессу этой интеграции. Однако сам народ был в некотором роде не подготовлен, он еще не достиг такого уровня, чтобы голосовать за общеевропейскую Конституцию.

Европа лишь недавно преодолела кризис, связанный с очередным расширением. Проблемы, связанные с новыми членами ЕС восточно-европейского блока еще не до конца решены, т.е. формально они являются членами Союза, однако огромная масса проблем, относящихся к трудовой миграции, еще подлежит урегулированию. Это первый - очень серьезный вопрос, и на данном этапе ставить вопрос политической интеграции в опережающем темпе - было преждевременно. Момент был выбран ошибочно и с тактической точки зрения... По сути, Конституция была вынесена на референдум в период, когда протекает серьезная рецессия всей европейской экономики, когда ввиду укрепления евро идет подрыв позиций европейских и усиления американских производителей на внешних рынках, когда невиданными темпами растет Китай, который, став членом ВТО, активно экспортирует свои товары, в том числе, в ЕС. С учетом всего этого, население ряда европейских стран, естественно, в момент такого экономического напряжения не восприняло процесс принятия единой Конституции как позитивный.

Но в любом случае, думаю, никакого глобального кризиса не произошло. ЕС является настолько состоявшейся и экономически интегрированной структурой, что непринятие Конституции, вполне возможно, может стать фактором, требующим проверки демократических принципов, определенного переосмысления роли национальных правительств, более целенаправленной работы среди населения, активизации роли европейского парламента и т.д. То есть, процесс потребует определенной адаптации и анализа, во многом коррекции движения. Уже заявлено о том, что, если можно так выразиться, скорость принятия Конституции будет немного уменьшена. Саму же Конституции пересматривать нельзя, поскольку, познакомившись с документом, я считаю, что он является одной из вершин юридической мысли всего человечества.

Что касается Турции... Это намного более сложный вопрос. Вопрос экономической интеграции Турции с ЕС уже не стоит. Эта страна на сегодняшний день пользуется всеми возможностями интегрированного члена ЕС, не будучи в его составе. Проблема Турции сегодня состоит в том, что она отлучена от возможности влияния на решения, принимаемые в рамках ЕС, а также от возможности получения достаточно серьезных финансовых поступлений по линии европейского бюджета. Естественно, вопрос также упирается в столетнюю идею о том, что Турция - это часть Европы и создатель гражданского общества при мусульманской системе ценностей. Это достаточно сложный эксперимент, ведь за последние пять лет, Турция прошла через небывалые по масштабу, сложности и содержанию процессы и реформы.

ИА REGNUM: А готов ли ЕС видеть Турцию в своем составе. К примеру, имела ли тема Турции непосредственное влияние на процесс провала Конституции ЕС во Франции?

Считаю, что политические результаты голосования по Конституции были во многом связаны с тем, что народ еще не полностью осознал результаты последнего расширения. Данный факт приводит к тому заключению, что, как и планировалась, разговор с Турцией будет достаточно долгим и плавным. Вполне возможно, что ЕС примет механизм постепенного членства Турции, предоставления ей постепенного доступа к инструментам принятия решений. К примеру, что касается Болгарии и Румынии, то по ним уже принято однозначное решение. Если вероятность вступления Румынии в ЕС до 1 января 2007 года с учетом некоторых нюансов равна 90%, то в случае с Болгарией уверенности намного больше. С другой стороны, почему ЕС не может осуществлять какие-то кардинальные шаги в отношении к Турции... Во многом потому, что Турция достаточно серьезное и большое государство, которое, между прочим, сегодня вряд ли готово воспринять саму идею отказа в праве членства в ЕС - это будет противоречить всем принципам и ценностям, которые проповедуются и заложены в основе ЕС, в том числе свобода вероисповедания, слова и т.д. Во-вторых, Турция, по своим масштабам и уровню влияния - достаточно серьезный игрок и оставлять его вне каких-то систем было бы ошибочным. Думаю, что в октябре Анкаре будет предложена со стороны ЕС определенная программа действий, рассчитанная на период в 10-15 лет, в течение которых Турция по мере реализации станет полноправным членом ЕС. Естественно, никаких резких шагов больше делаться не будет, поскольку это очень опасно. При этом очень возможно, что в зависимости от успеха реализации реформ допустим, в странах Южного Кавказа, в отношении них будет принято решение одновременного членства в ЕС вместе с Турцией.

ИА REGNUM: Недавно в Ереване состоялось заседание комитета по сотрудничеству Армения-ЕС, в ходе которой представителем европейской стороны была озвучена следующая фраза: "ЕС больше не будет поддерживать региональные проекты, которые каким-либо образом обходят Армению". Мне интересно, какие еще крупные проекты могут быть реализованы в регионе? Кажется, все уже построено и запланировано...

Естественно, проекты есть. Есть проекты, которые предлагаются и с армянской стороны - это единая региональная энергетическая система, транспортные коридоры, которые предполагают достаточно серьезное вовлечение Армении. Вопрос этот действительно очень существенен, поскольку ЕС понимает опасность изоляции какой-либо страны. Ведь, любая изоляция в глобальном плане лишена всяческих стратегических целей, а программа, направленная на изоляцию обречена. Вместе с тем, существует понимание, что все региональные инфраструктурные проекты в области экологии, энергетики и коммуникаций в дальнейшем могут существенным образом повлиять на развитие не только этих стран, но и на вопросы дальнейшей европейской интеграции. Так что, острота этой проблемы очень вовремя поднята с армянской стороны. Армения не может быть изолирована от региональных проектов, поскольку в дальнейшем тому же международному сообществу придется потратить больше денег, чтобы интегрировать ее в регион обратно.

ИА REGNUM: Можно ли более четко трактовать это заявление европейцев, а именно, что Европа не будет участвовать в финансировании железной дороги в обход Армении - Карс-Ахалкалаки-Тбилиси-Баку?

По всей видимости, да. Во всяком случае, решение не участвовать в проектах, обходящих Армению, можно применить и к этому случаю.

ИА REGNUM: Мне известно, что AEPLAC проводит исследования относительно активности приграничной торговли в регионе и товарооборота между Арменией и Турцией. Какими данными Вы могли бы поделиться?

Возможно, в течение ближайшего времени мы представим общественности большую работу, связанную с реальной оценкой открытия армяно-турецкой границы. Я бы не хотел опережать тему разговора.

ИА REGNUM: Ну, во всяком случае, я бы попросил Вас поделиться собственным видением данной проблемы...

Безусловно, открытие границы с Турцией имеет существенное значение для Армении и не столько в вопросах торговли с Турцией и обеспечения транзита до черноморских портов, сколько по части транспортного коридора со средиземноморскими портами Турции. Это является наиболее существенным аргументом, который во многом изменит экономическую ситуацию в Армении и, снизив размеры транспортной составляющей, тем самым, окажет непосредственное влияние на развитие экономики республики. С другой стороны, необходимо четко осознавать какой интерес в этом вопросе имеется со стороны Турции. Я думаю, что сегодня недооценивается важность развития прилегающих регионов - этот вопрос недостаточно оценен и со стороны европейцев. В ЕС вторым по величине направлением бюджетного финансирования является финансирование регионального развития и устранения дисбаланса. Серьезное финансирование по этой линии сегодня получают такие страны, как Португалия, Польша, Испания, Греция и Франция. Есть предварительные расчеты, проведенные и с нашей стороны и европейскими экспертами, которые свидетельствуют о том, что в случае немедленного вхождения Турции в ЕС и сохранения существующей системы распределения фондов, Турция будет получать огромную часть этого бюджета. Ее регионы на сегодня крайне слабо развиты, там ВВП на душу населения вдвое уступает среднему показателю по стране и в 15 раз меньше, чем в среднем по ЕС. И даже Армения по ВВП на душу населения в три раза превосходит уровень, сложившийся в прилегающих районах Турции.

В результате приграничной торговли, обеспечения транспортных коридоров и развития инфраструктуры этот регион получит очень серьезный импульс для развития. Это очень важно как для самой Турции в плане устранения дисбаланса, так и для ЕС в плане сбережения финансовых средств. Мне кажется, что такие страны как Португалия и Польша надеются, а Румыния и Болгария непосредственно заинтересованы в открытии границ, что приведет к развитию региона и, в конечном итоге, к экономии и равномерному распределению средств.

ИА REGNUM: Следующий мой вопрос касается последних перипетий на мировом финансовом рынке, приведших, в частности, к значительному падению курса американского доллара. Мне интересен ваш прогноз относительно перспектив расширения ареала действия евро в экономике Армении. Такое ощущение, что здесь он не приживается?

Нет, позволю себе не согласиться с вашим последним утверждением, поскольку, по оценкам Центрального банка Армении, а также наших независимых экспертов, в этом процессе наблюдается заметный сдвиг. Просто первоначальная база была очень маленькой, поэтому этот сдвиг, несмотря на то, что он очень большой в процентном соотношении, не очень ощущается в реальной жизни. В течение 2004 года, объем сбережений в евро в Армении увеличился на 20%. Конечно, в абсолютном размере эти цифры пока несравнимы с масштабом сбережений в долларах, но сдвиг есть.

Что касается общемировых финансовых тенденций, то, естественно, во многом этот процесс связан с финансовой политикой, проводимой со стороны США. То есть, речь идет о попытке финансирования за счет других стран собственного бюджетного и торгового дефицита, стимулирования экономического роста за счет слабого доллара. Это феномен, возникший в течение последних 3-4 лет. Для того, чтобы экономисты смогли оценить глобальное влияние этого процесса на мировую экономику, должно пройти некоторое время. Говорить о глобальном влиянии пока рано, но в том, что это оказало серьезное влияние в целом на мировые рынки, сомневаться не приходится. Между прочим, последние события, связанные с европейской Конституцией, привели к некоторому укреплению евро, они во многом стали поводом для некоторой коррекции. Тем не менее, пока политика США не изменилась и в фундаментальном плане эти вопросы еще не изучены, многие предприниматели пользуются такой вот разнузданностью и наверстывают свои убытки.

ИА REGNUM: То есть, в целом, Вы прогнозируете рост удельного веса евро в экономике Армении?

Да, и это связано не только с его укреплением или ослаблением. Допустим, основным торговым партнером Армении является ЕС, обеспечивая более 38% ее торгового оборота. Естественно, в такой стране доля евро должна увеличиваться, поскольку это более приемлемо, особенно в условиях подобной плавающей динамики изменения курсов валют. Странам намного выгоднее торговать и фиксировать контракты в тех ценах, в той валюте, которая приемлема для обеих стран. В данном случае, мы торгуем с Европой, и фиксировать цены в долларах - просто глупо.