Итак, Армения и России пришли к общему знаменателю в процессе поиска компенсационных механизмов, способных смягчить последствия повышения тарифов на поставляемый из России газ.

Как заявил 6 апреля президент Армении Роберт Кочарян, с российской стороной достигнута договоренность о реализации на недостроенном пятом энергоблоке Разданской ТЭС крупной инвестиционной программы. По его словам, на протяжении ближайших трех лет правительство Армении будет изыскивать средства для компенсации цены на газ, а параллельно, в эти же сроки предусмотрено завершить строительство пятого энергоблока, который будет модернизирован. "В результате, мы получим станцию, экономическая эффективность которой будет очень высокой, поскольку затраты газа на производство одного кВт/ч электроэнергии будут значительно ниже, чем на действующих станциях. Как следствие, и тарифная политика будет более гибкой", - отметил Кочарян, добавив, что рост внутренних цен на газ не превысит 10-15%. Из слов президента, произнесенных после совещания в компании "АрмРосгазпром" - эксклюзивного поставщика газа в Армению, следовало, что прежней цены на газ ($56 за тысячу кубометров) больше никогда не будет. "Такой цены больше нет в мире", - заявил президент.

Позднее "Газпром" окончательно раскрыл суть договоренностей с армянской стороной. Из российского газового холдинга ИА REGNUM сообщили, что с правительством Армении подписано соглашение сроком на 25 лет, определяющее стратегические принципы сотрудничества в газоэнергетических проектах на территории республики. Действительно, прежней цены на газ для Армении уже не будет. Соглашение фиксирует цену на российский природный газ для Армении в размере $110 за 1000 куб. м до 1 января 2009 года. Вместе с тем, документом предусмотрено приобретение ЗАО "АрмРосгазпром" у правительства Армении строящегося 40-километрового участка газопровода Иран-Армения и пятого энергоблока Разданской ТЭС (Раздан-5). Также, в соответствии с соглашением, правительство Армении обязуется предоставить ЗАО "АрмРосгазпром" функции заказчика строительства второго участка газопровода Иран-Армения протяженностью около 197 км.

Где же компенсация?

Прежде чем докопаться до самой сути вопроса, следует вернуться к его предыстории. Сама Разданская ТЭС, наряду с несколькими другими объектами государственной собственности Армении, была передана российской стороне в счет погашения государственного долга. Весь пакет акций Разданской ТЭС отошел российской стороне за $31 млн. Однако, недостроенный 5-й блок станции не был юридически прикреплен к данной сделке, и его судьба ожидала решения. Актуальность проекта резко возросла после заключения армяно-иранского соглашения, а затем и начала строительства газопровода Иран-Армения. С тем, чтобы исключить конкуренцию с Ираном на газовом рынке Армении, а главное - пресечь возможность дальнейшего экспорта иранского газа через территорию Армении в Грузию и далее, российская сторона приняла решение достроить 5-й энергоблок Разданской ТЭС, мощность которого после модернизации может достигнуть 450 МВт, и замкнуть на нем газовый поток из Ирана. Справедливости ради стоит отметить, что данная схема полностью укладывается в ту стратегическую роль Армении, которая определена для нее в российской энергетической политике. А именно, Армения рассматривается не как транзитная страна, а как сугубо вырабатывающая площадка с выходом на региональный рынок, страдающий хроническим энергетическим дефицитом - речь идет об Иране, Турции, Грузии и Азербайджане. Россия шаг за шагом шла к тому, чтобы в максимальной степени участвовать как в выработке электроэнергии на армянской территории, так и в осуществлении экспорта продукции по странам региона и при этом сохранить армянский рынок сбыта для российского газа. Именно с этой целью другой российский гигант - РАО "ЕЭС России" годом ранее выкупил 100% акций ЗАО "Электрические сети Армении" у британской компании Midland Resourses Holding Ltd.

Итак, схема российской стороны ясна - внутренний рынок Армении питается газом из России, газ из Ирана поступает в российские вырабатывающие предприятия, а полученное электричество экспортируется по российским распределяющим сетям. Речь идет о полном контроле над энергетической сферой Армении, а учитывая планы по синхронизации энергетических систем стран региона - и о доминирующей региональной роли. Для решения столь грандиозной задачи, российской стороне предстоит договориться с Турцией и Азербайджаном. Учитывая факт подписания договора о сотрудничестве между МИД Россией и РАО "ЕЭС России", данными полномочиями РАО уже наделен.

Такой подход если и может удовлетворять Армению, в силу политических проблем очутившейся в практически изолированном состоянии, то он в корне не вписывается в интересы того же Ирана, ищущего пути выхода для своих энергоносителей на региональный, а главное, европейский рынок, а самое главное - ЕС и США. ЕС, нацеленная на диверсификацию поставок энергоносителей, продолжает с вожделением взирать на Иран, не забывая всячески шантажировать эту страну ядерными претензиями. Европейский Союз всерьез рассматривает возможность импорта иранского газа, и одним из наиболее приоритетных направлений, в силу уже подходов самого Ирана, рассматривалась Армения. Сам Иран крайне осторожно лоббировал данный вопрос, прекрасно осознавая, что мощный экспортный газопровод через Армению самым прямым образом ударил бы по интересам России, войдя в прямую конкуренцию с тем же "Голубым потоком", поставляющим газ из России в Турцию, с перспективой выхода на страны всего Средиземноморского бассейна. В итоге, Иран подвел к границе Армении трубу внушительных размеров (диаметром более 1 метра), но в Армении прокладывается ее гораздо более узкое продолжение - не более 750 мм. Что касается США, прекрасно осознающих цену энергетического доминирования, то последние вошли в армянскую повестку с другой инновационной программой - строительства нового атомного реактора на месте ныне действующего, программа финансового и технического оздоровления которого совершенно недавно завершена российской стороной.

Стоит отметить, что как европейско-иранский, так и американский проекты отличаются крайней долгосрочностью. Европейский проект, помимо того, что сопряжен с огромными финансовыми и политическими вопросами сразу нескольких государств, еще и сопряжен с довольно острыми проблемами самого Ирана - неясными прогнозами перспектив отношений этой страны с крупными западными державами. Американский проект более гибок, но также требует массы времени и финансов. По сути, армянской стороне приходилось выбирать сразу из нескольких зол в той ситуации, что населению и промышленности страны газ и электроэнергия нужна сегодня, сейчас и недорого. С другой стороны, видимо, была оценена не плохая перспектива стать региональным поставщиком электроэнергии, обладая при этом сразу двумя питающими газовыми ветками - из России через Грузию и из Ирана. Это практически делает неуязвимой энергетическую безопасность Армении. С третьей стороны, при планке в $230 за тысячу кубометров газа (именно такая цена может быть вскоре установлена для другого партнера России - Белоруссии), Армения получает гарантированную цену в $110 до 2009 года, что, при тенденции подорожания энергоносителей на мировом рынке, не столь и плохая перспектива. И в итоге: Армения ни фактически, ни в идеале не могла позволить себе стать политико-энергетической конкурентной площадкой для Ирана и России со сплетением интересов Европы и США. По-видимому, такая рисковая игра не совсем вписывается в прагматичную политику Армении в таком противоречивом регионе, как Южный Кавказ. Тем более, что вопрос передела сфер влияния в энергетике Южного Кавказа мог быть произведен между Москвой и Тегераном без непосредственного извещения стран региона - допустим, в обмен на российские гарантии поддержки позиций Ирана в СБ ООН.