ИА REGNUM приводит полный текст заявления, сделанного сопредседателями Минской Группы ОБСЕ по урегулированию нагорно-карабахского конфликта на заседании постоянного Совета ОБСЕ 22 июня 2006 года в Вене:

"Господин председатель,

Ваши превосходительства,

дамы и господа

В ноябре прошлого года Минская группа ОБСЕ выступила на этом совете с докладом о том, что обе стороны Нагорно-Карабахского конфликта склонны перейти от переговорного этапа к этапу принятия решения и, что в 2006 г. существует историческая возможность для урегулирования конфликта. В течение последних 7 месяцев мы активизировали наши посреднические работы и не жалели усилий для того, чтобы две стороны пришли к согласию относительно основных принципов урегулирования вопроса. Мы вместе три раза были с визитами Баку и Ереване и несколько раз имели место отдельные визиты, организовали две встречи между министрами иностранных дел Армении и Азербайджана и две встречи на высшем уровне между президентами Кочаряном и Алиевым - первая в феврале в Рамбуйе, а вторая в начале июня в Бухаресте.

С 1997 г., когда действовал текущий формат сопредседателей Минской группы, впервые представители сопредседательствующих стран, на уровне заместителей министров иностранных дел с совместным визитом посетили регион, чтобы продемонстрировать президентам двух стран, что 2006 г. является необходимым окном возможности для принятия решения по вопросу Нагорного Карабаха. Фактически, делегация, в составе которой были заместитель министра иностранных дел Российской Федерации Григорий Карасин, заместитель госсекретаря США Дэниель Фрид и высокопоставленный французский дипломат Пьер Морель, который представлял директора по политическим вопросам министерства иностранных дел Франции Станислава Лабулье, сообщила президентам двух стран, что сопредседательствующие страны ожидают, что президенты используют возможность достижения согласия вокруг основных принципов урегулирования вопроса во время их встречи, намеченной в начале июня в Бухаресте.

Наши заместители министров сказали двум президентам, что достижение согласия по основным принципам до саммита Большой Восьмерки, намеченного в июле в Санкт-Петербурге, обеспечит широкое международное содействие и высокую степень финансового содействия для постконфликтной восстановительной и миротворческой деятельности. Как всегда, мы подчеркнули уверенность наших стран и международной общественности в том, что мирное решение вопроса является единственным путем урегулирования нагорно-карабахского конфликта. Более того, отметили, что руководители двух стран должны подготовить свои народы к миру, а не к войне.

Господин председатель,

Наши заместители министров предложили президентам Кочаряну и Алиеву пакет основополагающих принципов, который по нашему мнению, справедлив, уравновешен, действенен и может для обеих сторон открыть дорогу для подготовки перспективного соглашения по урегулированию. Мы продолжаем верить в эти принципы, и призываем президентов принять их в качестве основы для достижения согласия. К сожалению, президенты к такому согласию в Бухаресте не пришли. Как посредники этого процесса мы не будем нарушать конфиденциальность их дипломатического диалога, поскольку мы продолжаем надеяться, что они достигнут согласия. В данный момент, господин председатель, мы обязаны ознакомить Вас, этот Совет, который обеспечивал финансирование крайне интенсивных переговоров, международную общественность и что более важно, широкие слои Армении и Азербайджана с теми основными принципами, которые были представлены на рассмотрение двум президентам. Отметим, что принципы, предложенные двум президентам со стороны сопредседательствующих стран, не разрабатывались в безвоздушном пространстве, а являются результатом подробных предложений более чем девяти лет, разработанных нашими предшественниками. Несмотря на то, что стороны не приняли эти предложения, работа наших предшественников является для нас важной основой. Наш подход пересмотрен, мы не пытались одним этапом урегулировать все аспекты конфликта. Вместо этого мы руководствовались принципом, по которому необходимо достичь значительного прогресса, однако, оставив на будущее урегулирование ряда чрезвычайно сложных вопросов и предусмотрев дальнейшие переговоры.

Эти принципы включают поэтапный вывод армянского военного контингента с окружающих Нагорный Карабах азербайджанских территорий, проявив особый подход в отношении Кельбаджарского и Лачинского районов. Последует демилитаризация этих районов. Для определения окончательного правового статуса Нагорного Карабаха в будущем предусмотрено проведение референдума или всеобщего голосования, сроки проведения которого не определены. Стороны обязуются продолжить переговоры для определения сроков и формата этого референдума. Будут достигнуты определенные промежуточные договоренности, которые обеспечат контакты Нагорного Карабаха с теми, кто предоставляет международное содействие. Будут размещены международные миротворческие силы. Будет создана совместная комиссия по вопросам реализации соглашения. Будет обеспечено международное финансовое содействие работам по разминированию, восстановительным работам и в целях возвращения внутренних перемещенных лиц на территории, которые были оккупированы в прошлом и пострадали от войны в Нагорном Карабахе.

Стороны отказываются от применения силы или демонстрации таких угроз, и обеспечивают международные и двухсторонние заверения и гарантии безопасности. Относительно идеи референдума или всеобщего голосования, проводимого в целях определения правового статуса Нагорного Карабаха, мы бы хотели отметить, что это должно стать результатом переговорного соглашения двух сторон. Должны быть соответствующие предпосылки, чтобы голосование проводилось в обстановке, когда нет принуждения, а осведомленные граждане имеют широкие возможности для взвешивания своих позиций после интенсивных публичных дискуссий.

Господин председатель,

Это то, что мы предложили президентам, но им не удалось достичь согласия. Несмотря на это, мы неоднократно слышали от двух сторон, что они никогда еще не были так близки к согласию. Это станет трагической потерей возможности для обоих президентов, если они позволят, чтобы в 2006 г. закрылось окно возможности, не придя даже к согласию по основным принципам Меморандума о солидарности по Нагорному Карабаху. Как Вы уже знаете, в 2007 и 2008 гг. предусмотрены выборы сначала в Армении, а затем и в Азербайджане. Мы в прошлом видели, какое отрицательное воздействие могут иметь национальные выборы на переговорный процесс, и мы продолжаем верить, что сейчас настало время, когда оба президента должны продемонстрировать политическую волю и вместе сделать смелый шаг навстречу миру.

Господин председатель,

Как сопредседатели, мы исчерпали наше воображение в деле признания, формулирования и приведения в окончательный вид этих принципов. Мы не верим, что дополнительные альтернативные варианты, которые будут выдвинуты сопредседателями в процессе дополнительных встреч со сторонами, приведут к иным результатам. Мы надеемся, что Постоянный совет присоединиться к нам в том, чтобы призвать стороны конфликта по возможности быстро достичь согласия вокруг представленных нами основных принципов. Если обе стороны не могут достичь согласия по тем принципам, которые предложены нами, мы верим, что сейчас достижение альтернативного соглашения, которое станет приемлемым для обеих сторон, зависит от их совместной работы. Как посредники, мы не можем принимать сложнейшие решения вместо сторон. Мы считаем, в данный момент сторонам будет полезно позволить своим обществам включиться в здоровое обсуждение вокруг многочисленных точек зрения, существующих по этому вопросу. Мы уверены, что ни одно из обществ не хочет возобновления конфликта, и мы призываем руководителей Армении и Азербайджана, работать со своим обществом и друг с другом для формирования соглашения основных принципов, которое будет приемлемым для обеих сторон. В конечном итоге, именно эти две стороны будут нести ответственность перед народами и международным сообществом, если их действия приведут к войне, а не миру.

Господин председатель,

Мы не видим смысла в продолжении в этот момент интенсивной посреднической дипломатии последних нескольких месяцев. Мы также не видим смысла в том, чтобы инициировать дополнительные встречи между президентами, пока они не продемонстрируют достаточной политической воли по преодолению оставшихся разногласий. Конечно, сопредседатели будут доступны для верного и объективного служения двум сторонам в качестве посредников. Посредники, действуя в обстановке полного единства, представляют пакет, который отражает нашу интенсивную работу, и я уверен, что уже пришло время для того, чтобы оба президента проявили готовность к достижению прогресса в процессе урегулирования. Это единственный путь для укрепления тех позитивных результатов, которые уже приобретены за последние два года переговоров, для того, чтобы позднее не было необходимости возобновления переговоров с нуля. Мы будем бдительны. Мы будем продолжать анализы и консультации в объединенном и эффективном формате, в нашей продолжающейся роли сопредседателей Минской группы, с помощью посла Каспршика и его команды. Мы будем готовы снова участвовать, если стороны решат продолжать переговоры с той политической волей, которая отсутствовала до сих пор.

Завершая, господин председатель, мы хотим выразить нашу искреннюю признательность действующему председателю господину де Гухту, интерес и постоянное внимание которого к вопросам урегулирования Нагорного Карабаха, в том числе его вступительное слово в Бухаресте в адрес двух президентов во время последней встречи, весьма содействовало нашим работам в первой половине 2006 г".

Отметим, что текст данного заявления был распространен посольством США в Армении на английском и армянском языках.