Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы подал иски на 263,5 млн. рублей к автобусному дивизиону Группы ГАЗ ООО "Русские автобусы" и непосредственно к ООО "Ликинский автобусный завод" (ЛиАЗ), которое входит в дивизион. В департаменте считают, что "компании нарушили требования к срокам поставки и качеству товара".

В первую очередь у департамента возникли претензии к системе кондиционирования салонов автобусов. В департаменте сообщили, что в 2011 году ЛиАЗ поставил городу 2020 автобусов с браком (из 2070). Чиновники утверждают, что в процессе эксплуатации автобусов были выявлены дефекты, не позволяющие обеспечить оптимальный температурный режим в салонах и эксплуатировать транспортные средства. В связи с этим автобусному дивизиону ГАЗа и непосредственно заводу была выставлена неустойка на общую сумму 150 млн. рублей.

Кроме того, департамент выставил претензии и за нарушения графика поставок автобусов. Общая сумма неустойки за просрочку составляет более 113 млн руб. В департаменте подчеркивают, что, "согласно заключенным госконтрактам, в случае поставки некачественных товаров поставщик обязан в течение пяти банковских дней" после получения уведомлений о претензиях оплатить неустойку в размере 0,03% за каждый день до момента безвозмездного устранения недостатков. Соответствующие требования были направлены группе ГАЗ в начале мая.

В Группе ГАЗ считают, что причиной неисправности кондиционеров стал не только заводской брак, и подчеркивают, что в России оснащение общественного транспорта кондиционерами началось "всего лишь пару лет назад" и Москва - "единственный город в России, где кондиционеры массово применены на общественном транспорте".

"Именно отсутствие такого опыта у производителей, эксплуатантов и у самих пассажиров является основной причиной нарушения температурного режима в салонах в жаркие дни: пассажиры открывают форточки и люки, что нельзя делать при работе кондиционеров, двери открываются на остановках через каждые 250-300 метров, водители неправильно настраивают кондиционеры или ставят их на минимальный уровень", - заявили в Группе. В компании говорят, что специалисты ЛиАЗа и поставщики кондиционеров Konvekta и Webasto провели диагностику оборудования и "решили проблему" до 1 июня, причем этот срок был согласован с Мосгортрансом.

Срыв сроков поставок в группе ГАЗ объясняют выполнением дополнительных требований заказчика, касающихся изменений, улучшающих эксплуатационные и потребительские свойства автобусов: "В общей сложности по требованию заказчика дополнительно к контракту было внедрено более 40 существенных изменений, при этом для ЛиАЗа удорожание себестоимости автобусов в связи с изменением комплектации превысило 260 млн руб., но автобусы были поставлены без изменения цены контракта". По словам вице-президента группы ГАЗ Елены Матвеевой, взыскание неустойки через суд является общепринятой формальной процедурой - в соответствии с законодательством департамент транспорта был обязан инициировать иск в суд в случае отклонения от условий выполнения заказа. В группе рассчитывают на то, что в ходе судебных заседаний будет проведена объективная оценка неустойки с учетом дополнительных требований заказчика к автобусам помимо тех, что были предусмотрены в контракте.