В Чебоксарах представили проект нового генплана перспективного развития города до 2035 года. Как передаёт корреспондент ИА REGNUM, новый генплан является актуализированной версией предыдущего. По словам разработчиков, в нём "нет революционных изменений", при этом предусматривается расширение границ города, строительство новых микрорайонов, преобразование территорий при укреплении "зеленых легких". На трехчасовом обсуждении проекта, которое состоялось на совместном заседании республиканского и городского градостроительных советов, прозвучали предложения построить второй мост через Волгу, канатную дорогу, дублирующую трассу Чебоксары-Новочебоксарск, а также благоустроить городские овраги и реки. Было также отмечено, что "генплан сделан робко", без амбиций.

Представляя проект генплана, архитектор петербургского института РосНИПИУрбанистики Ирина Гришечкина отметила, что институтом был актуализирован генплан, разработанный еще в 2004 году. "Старый генплан - хороший, очень детальный. Фактически мы внесли в него изменения с учетом последних преобразований в городе и изменений градостроительного законодательства. В новом проекте никаких революционных изменений нет - ни в структуре города, ни в его развитии", - сказал архитектор-разработчик.

По её словам, новый генплан должен вступить в силу в 2013 году, сдача первой очереди запланирована к 2020 году, расчетный срок - 2035 год.

Оценивая Чебоксары в целом, архитектор отметила ряд особенностей: "окольцованность зелеными территориями", "практическое слияние с Новочебоксарском", компактность, преобладание многоэтажной застройки и "довольно большое количество санитарно-защитных зон вокруг предприятий", в которые "попадает много жилья".

"Если сейчас в Чебоксарах общий объем жилого фонда составляет примерно 11 млн кв. м, то к 2035 году он должен удвоиться. То есть надо увеличить темпы строительства и возводить по 500 тыс. кв м в год", - считает проектировщик.

Согласно проекту, многоэтажное строительство составит 90%, малоэтажное - 5%. По расчетам института, требуется порядка 2 тыс. га для жилищно-гражданского строительства. Решить эту задачу разработчики предлагают за счёт выхода города за существующие границы городского округа - в сторону Чандрово и Заволжья, дополнительно включив в черту города около 900 га земли.

Также предлагается преобразование территорий ряда промышленных предприятий, в частности кирпичного завода, а в перспективе - использование земель садоводческих коллективов, расположенных в городе.

Генпланом определены основные векторы развития города: восточное направление - в сторону "Нового города", южное - район возле аэропорта, а также районы Пихтулино, улицы Богдана Хмельницкого, территория между ХБК и Волгой, микрорайоны "Волжский-4" и "Чандрово". "Из центра города малоэтажное жилье уступит место многоэтажному", - подчеркнула Ирина Гришечкина.

Проектировщиками отмечен огромный потенциал Заволжья, где перспективно мало- и среднеэтажное жилищное строительство.

Что касается дорожно-транспортного развития, то, по словам Гришечкиной, магистральные улицы и дороги, являющиеся каркасом города, в новом генплане в целом не изменились. В предыдущем плане этот вопрос был в целом разработан, отметила архитектор. Задача - разгрузить центр города. Так, наиболее "проблемным узлом" Ирина Гришечкина назвала улицу Гагарина: "Пролетая над городом, я увидела, что там проехать почти невозможно. Требуется дополнительная проработка". Стоит также вопрос по регулировке движения в микрорайоне "Благовещенский".

Для решений транспортной проблемы предлагается вдвое увеличить число автобусных маршрутов. А вот запускать в Чебоксарах трамвайное сообщение, по мнению, проектировщиков, "нет оснований".

Разработчики акцентировали внимание на том, что к 2018 году к Чебоксарам придет высокоскоростная железнодорожная магистраль Москва-Казань, которая сильно изменит жизнь города и "станет сильным конкурентом воздушному и речному транспорту". В то же время предложили "сохранить и реконструировать аэропорт", как стратегический транспортный узел. В южной части города предлагается создать транспортно-логистический узел с деловой зоной.

Серьезная работа предстоит в обеспечении города достаточной инфраструктурой, так как "имеющихся мощностей не хватит". Необходимо строительство 7 новых насосных станций для водоотведения, 4 электроподстанции и 5 котельных, считают проектировщики.

"Проблемой для города является то, что из примерно 70 предприятий в Чебоксарах только в семи есть локальные очистные сооружения. Необходима инвентаризация и жесткий контроль надзорных органов", - подчеркнула Ирина Гришечкина.

Отдельно архитектор остановилась на проблеме поднятии уровня Чебоксарского водохранилища до 68-й отметки: "Это вопрос политический. Как я поняла, Чебоксары к поднятию готовы. Но, кроме Чебоксар, не готов никто, прежде всего - Нижний Новгород. Мы делаем генплан с учетом проектной 68-й отметки".

По мнению проектировщиков, необходимо уделить особое внимание зеленым насаждениям. "Город смотрится зеленым, однако на самом деле "зеленые легкие" слабые. На 5,4 кв. метра зеленых насаждений общего пользования на 1 чебоксарца - это значительно меньше нормы. Необходимы новые парки и скверы, в том числе благоустройство малых городски рек Сугутка и Чебоксарка, берега которых в настоящее время в запущенном состоянии. Разработчики генплана убеждены, что нужно пресечь практику перевода парковых и рекреационных земель в строительные категории.

В ходе обсуждения проекта прозвучал ряд предложений - в основном, от бизнесменов и относительно своих проектов. В частности, Владимир Ермолаев предложил внести в генплан строительство монорельсовой дороги, которая "через район "Богданки" соединит высокоскоростную железную дорогу с городом". Отметим, структурами бизнесмена в районе "Богданки" возводится жилой микрорайон.

Руководитель строительной компании "ТУС" Николай Угаслов предложил предусмотреть "строительство второго моста через Волгу в западной части города". "Фантастическая мысль, фантастические деньги!", - заметил кто-то из зала. Один из участников обсуждения предложил взамен строительства моста более экономичную канатную дорогу через Волгу. Было также предложено восстановить паромную переправу.

Строитель и почетный гражданин города Чебоксары Евгений Тертышный обратил внимание на то, что в генплане не учтено использование оврагов, которые занимают много гектаров: "Надо продумать спуски и съезды". Также он предложил "реорганизовать зонирование земель" и продумать строительство многоуровневых парковок и расширить дорогу Чебоксары-Новочебоксарск.

Представили проектного института "Чувашгражданпроект" заметили, что вообще необходима "дублирующая дорога" между Чебоксарами и Новочебоксарском, напомнив, что когда-то пр. Тракторостроителей строился именно с такой перспективой. Чувашские эксперты также порекомендовали учесть благоустройство береговой полосы вдоль Чебоксарской ГЭС: "Плывешь по Волге, а на берегу только леса и промышленные предприятия видны".

С критикой проекта выступил бывший министр строительства Чувашии Владимир Филатов. "Чувствуется позиция проектировщиков ограничить развитие города - по транспорту, по дорогам, строительству", - сказал он.

Как ранее сообщало ИА REGNUM, на градостроительном совете прозвучали предложения о том, чтобы в новом генплане столицы Чувашии учитывался и Новочебоксарск. "Два города - как единый живой организм. Объединение неизбежно", - отмечали строители в ходе обсуждения генплана, при этом обратив внимание на то, что "генплан сделан робко", в проекте "нет Новочебоксарска". Напомним, глава администрации Чебоксар Алексей Ладыков, комментируя предложения по Новочебоксарску, заявил: "Сегодня вопрос объединения двух городов до конца не решен. Никто не настаивает на объединении. Новочебоксарцы, как известно, на референдуме высказались против объединения. Как жители решат, так оно и будет. Думаю, когда Новочебоксарск приступит к разработке своего генплана, им нужно будет учитывать и генплан Чебоксар".

Отметим, что разработчик проекта нового генплана Чебоксар - петербургский институт "РосНИПИУУрбанистики" (ранее назывался "Ленгипрогор"). Специалисты института приступили к работе в середине февраля 2013 года и должны завершить проект к 1 октября текущего года.