В Санкт-Петербурге 23−24 ноября состоялся III съезд межрегионального профсоюза работников автомобильной промышленности (МПРА), который принял поправки в Устав профсоюза, сообщил сегодня, 25 ноября, корреспонденту ИА REGNUM делегат съезда председатель профсоюзной организации МПР) на калужском автозаводе «Фольксваген» Дмитрий Трудовой.

По его словам, в работе съезда приняли участие представители профорганизаций «Автоваза», «Антолина», «Бентелера», «Форда», «Фольксвагена» и других автопредприятий. Съезд принял решения, которые с полным правом можно назвать судьбоносными. Давно задуманная организационная реформа профсоюза, наконец, началась».

«За годы своего существования МПРА стал, пожалуй, наиболее известным российским профсоюзом. На связь с нами выходят работники самых разных предприятий и отраслей, чьи проблемы и средства их решения ничем не отличаются от проблем работников автопрома. Отныне МПРА больше не ограничивает себя рамками автомобилестроительной отрасли. Новые поправки в Устав позволяют вступать в профсоюз наемным работникам, независимо от профиля предприятия. Соответственно, МПРА меняет название (но не аббревиатуру, которая уже стала своего рода брэндом). Теперь МПРА расшифровывается как «Межрегиональный профсоюз «Рабочая ассоциация», — подчеркнул Трудовой.

«Еще более важным нововведением стал отказ от традиционной (в России) структуры профсоюза, основой которой является первичная профсоюзная организация на предприятии. Такое строение давно стесняло МПРА и способствовало распаду многих первичек, не выдержавших нажима работодателей.

Система производственных первичек означает, что все полномочия, в том числе — по ведению коллективных переговоров — принадлежат ППО. Вышестоящие профсоюзные органы были фактически отстранены от происходящего на предприятии (они лишь оказывают содействие профактивистам, действующим на производстве). Однако работники предприятия часто не имеют знаний и опыта, необходимых для успешного противостояния менеджменту и, что важнее, крайне уязвимы для давления со стороны работодателя. Кроме того, член профсоюза, меняя место работы, фактически выбывает из состава МПРА. Вот почему, решить эти проблемы призвана новая система территориальных ППО, объединяющих всех членов МПРА в том или ином регионе (сейчас их три — Санкт-Петербург и Ленобласть, Самарская область и Калужская область). Отныне любой работник может вступить в территориальную организацию профсоюза. Как и сегодня, для того, чтобы на законных основаниях вести колпереговоры с администрацией, МПРА должен объединить более 50% работников данного предприятия. Однако представлять их интересы во взаимоотношениях с работодателем будет уже руководство территориальной организации, что позволит минимизировать давление на активистов. При этом в составе территориалки, естественно, будут существовать комитеты профсоюза на предприятиях, непосредственно ведущие работу на местах. Председатели территориальных организаций будут выбираться прямым голосованием всех членов профсоюза на данной территории», — сказал Трудовой.

«Между теем, новые поправки в Устав должны быть утверждены Минюстом. Кроме того, МПРА требуется определенное время, чтобы привести свою структуру в соответствие с новыми нормами. Поэтому до марта 2014 года продолжится переходный период, по истечении которого профсоюз окончательно заработает по-новому. Съезд избрал временно исполняющих обязанности председателей территориальных организаций. Ими стали в Петербурге и ЛО — Игорь Темченко (активист профсоюза на «Форде»), в Калужском регионе — Дмитрий Трудовой («Фольксваген»), в Самарской области — Петр Золотарев («АВТОВАЗ»). Председателем МПРА единогласно переизбран Алексей Этманов», заявил лидер регионального МПРА из Калуги.