Сборку в Белоруссии легкового автомобиля китайской марки Geely и проблематику реакции на этот проект «российского автомобильного лобби» обсудил 14 января Александр Лукашенко с председателем Совмина Михаилом Мясниковичем и председателем Миноблисполкома Семеном Шапиро.

«Предваряя наш разговор, можно сказать: то, о чем мечтали многие белорусы и, прежде всего, я, свершилось, — сказал Лукашенко. — Белорусский автомобиль мы произвели вместе с нашими китайскими друзьями и вроде бы, по моим данным, примерно 2,5 тысячи продали в прошлом году. И спрос на подобный тип автомобилей имеется не только в Белоруссии, но и за пределами нашей страны».

«Вы прекрасно понимаете, что мы, производя в Белоруссии с китайскими друзьями этот автомобиль, вторгаемся в «святая святых» прежде всего России. Мы будем его продавать по всему миру, в том числе в России и Казахстане, — заявил Лукашенко. — Меня интересует сегодняшняя реакция российского автопромовского лобби. Но, я так понимаю, в России этот автомобиль получил все разрешения и сертифицирован. Мы имеем возможность его там продавать. В связи с этим — вопрос утилизационного сбора. Как он решается? Думаю, что надо и китайских товарищей к этому подключать и решать эту проблему, если она существует».

«Дело нашей чести этот автомобиль произвести именно в таких объемах и в те сроки, которые мы планируем», — заявил руководитель республики. «Автомобиль хороший, он пользуется спросом. Значит, надо его производить и продвигать. Более того, немало наших крупных предприятий получают заказы на производство комплектующих. Поэтому это очень важный наукоемкий инновационный проект, и мы его обязательно должны реализовать», — добавил Лукашенко.

В свою очередь председатель Совмина сообщил, что в Борисове (Минская область) совместно с китайской компанией «Джили» уже реализован первый этап проекта по созданию сборочного производства мощностью 10 тыс автомобилей в год, а в дальнейшем предусматривается создание экспортоориентированного производства мощностью 120 тыс автомобилей в год. Мясникович похвалил китайских партнёров: «Мы используем их опыт. Это большая, одна из ведущих компаний, которая производит несколько сот тысяч автомобилей в год и имеет достаточно хорошую репутацию на рынках. В целом проект оценивается примерно в $650 млн, в том числе инвестиции в основной капитал — около $450 млн».

Правительством Белоруссии разработан проект указа президента «О некоторых вопросах организации производства легковых автомобилей», сообщила пресс-служба президента Белоруссии. «Мы не торопились с этим указом, потому что надо было создать мощности по крупноузловой сборке и посмотреть, как реагирует рынок на еще одного производителя легковых автомобилей», — сказал Мясникович. Он отметил, что реализовать задуманное непросто, т.к. только в России действует около 30 предприятий по сборке легковых автомобилей, поэтому необходимо работать как над сокращением издержек и формированию в Белоруссии максимальной добавленной стоимости.

Российский утилизационный сбор на автомобили и ряд других вопросов были обсуждены участниками совещания. При этом Мясникович отметил, что «эти вопросы будут решаться и экономическими, и политическими методами».

«В соответствии с нормативно-правовой базой, нам необходимо иметь на промсборке 30% и более. Мы полагаем, что за счет кузова (сборки, покраски и сварки) мы обеспечим около 30% и не менее 20% мы сделаем локализацию за счет автокомпонентов и резинотехнических изделий», — проинформировал Мясникович.

Как сообщало ИА REGNUM, знаковым проектом для Белоруссии в 2013 году стало производство легковых автомобилей из машинокомплектов китайской компании «Джили» (Geely) — российскому потребителю представлена первая продукция СП «Белджи» в Борисове (Минская область). В Белоруссии основными покупателями «белорусского китайца» стали юрлица (преимущественно госорганизации) — как и в случае с иранским Samand.

Ставка на китайские автомобили в завоевании российского рынка оправдана, считают в правительстве Белоруссии. В 2013 году на базе СП «МАЗ-MAN» началась сборка грузовиков из китайских комплектующих под брендом SHAСMAN китайской компании Shaanxi. По мнению Александра Лукашенко, объединение российского ОАО «КАМАЗ» и белорусского ОАО «МАЗ» нецелесообразно в силу отсталости российского предприятия. Пока в Белоруссии мечтают о завоевании российского рынка легковых автомобилей, доля белорусских грузовиков на нём по итогам 2013 года существенно сократилась. Согласно отчету «КАМАЗ», за 9 месяцев 2013 года доля «МАЗ» на российском рынке грузовиков со средней массой 14−40 тонн снизилась до 9,3% с 12,8% в аналогичный период 2012 года.