Москва и Минск далеки от достижения компромисса по созданию автомобильного холдинга «Росбелавто» на базе минского госпредприятия ОАО «МАЗ» и российского ОАО «КАМАЗ». Об этом 21 мая в Минске заявил первый зампред Совмина Белоруссии Владимир Семашко.

bpc.by
Первый зампред Совмина Белоруссии Владимир Семашко.

По словам Семашко, правительство РФ и белорусские чиновники по-разному видят работу управляющей компании «Росбелавто». Тем не менее, консультации продолжаются, и 23 мая в Санкт-Петербурге создание автомобильного холдинга снова будет обсуждаться с участием зампреда правительства России Аркадия Дворковича.

«Рабочая группа была создана неделю назад, пока согласия нет, и 23 числа с Дворковичем этот вопрос будет обсуждаться», — сообщил Семашко.

По его словам, юридическая компания, разрабатывавшая механизмы функционирования управляющей компании «Росбелавто», завершила свою работу, выявив большие расхождения в законодательствах России и Белоруссии. Семашко считает, что именно несговорчивость российской стороны препятствует созданию альянса производителей грузовиков. В частности, не преодолены разногласия сторон по вопросам определения полномочий руководства управляющей компании, а также передачи акций «МАЗ» и «КАМАЗ» в доверительное управление управляющей компании.

«Очевидно, что есть расхождения в законодательной базе. Пытаться создать такое управление — это очень сложно, это можно решить на уровне межправительственных договоренностей», — цитирует Семашко «Интерфакс-Запад». По его словам, официальный Минск настаивает на решении противоречий через внесение изменений в законодательства России и Белоруссии, однако «Россия считает, что это невозможно».

Семашко сообщил также, что власти Белоруссии проводят оценку рыночной стоимости «Минского завода колесных тягачей» (МЗКТ) с целью создания на базе данного госпредприятия белорусско-российского СП. Зампред Совмина сообщил: «Есть вопросы, по какой траектории будет развиваться МЗКТ. Мы должны подписать и инвестиционное соглашение с тем, чтобы двигаться по более крутой траектории, выпускать больше продукции и с более высокой стоимостью, получить энергетический эффект от этого альянса». Семашко отметил, что белорусское госпредприятие и его российской партнёр (госкорпорация «Ростех») пока не оформили документы об ассортименте продукции и единой маркетинговой политике.

Отметим, проект «Росбелавто» обсуждается около четырёх лет. Инициатива российской стороны в лице «Ростехнологий» (ныне — «Ростех») неоднократно поддерживалась на словах председателем правительства Белоруссии Михаилом Мясниковичем, его первым заместителем Владимиром Семашко и другими представителями официального Минска, однако каждый раз, когда стороны выходили на принятие решения, Александр Лукашенко накладывал на него вето. На протяжении всего переговорного периода представители официального Минска делали противоречивые заявления, одобряя и подвергая сомнению целесообразность создания «Росбелавто», сомневаясь в ОАО «КАМАЗ» как партнёре ОАО «МАЗ» по автомобильному холдингу и т.д.

Напомним, 19 февраля председатель Госкомимущества Белоруссии Георгий Кузнецов заявил, что российским инвесторам интересна приватизация белорусского МЗКТ в связи с масштабной программой перевооружения. Кузнецов заявил журналистам: «А по МАЗу-КамАЗу — ну, наверное, такое ощущение, что нету особого интереса КамАЗа к этой свадьбе».

Незадолго до этого, 30 января Александр Лукашенко, принимая делегацию Ярославской области во главе с губернатором Сергеем Ястребовым, заявил, что ему понятна идея глубокой кооперации минского автозавода с ярославским моторным заводом, в том числе с обменом собственности между ОАО «МАЗ» с ОАО «Автодизель» (Ярославский моторный завод, входит в «Группу ГАЗ»). При этом он заявил: «А если какой-то интерес проявляет большой начальник к нашему предприятию и обуславливает это тем, что нам надо объединиться, чтобы бороться… Против кого бороться? У нас один рынок. Мы его можем без обмена акциями предприятий поделить, если уж на то пошло». В тот же день состоялись переговоры губернатора Ярославской области с председателем Совмина Белоруссии Михаилом Мясниковичем, по итогам которых глава правительства РБ сообщил, что рассматривается возможность обмена акциями «между производителями ярославских двигателей и их белорусскими потребителями».

Как сообщало ИА REGNUM, по итогам состоявшегося 15 марта 2013 года в Санкт-Петербурге заседания Высшего Госсовета Союзного государства Белоруссии и России Владимир Путин заявил: «Набирает обороты процесс создания технологических альянсов между предприятиями двух стран, что мне представляется особенно важным. Начато формирование холдинга «Росбелавто», в который войдут лидеры российского и белорусского автопромов — «КАМАЗ» и «МАЗ». Присутствовавший на пресс-конференции 15 марта Александр Лукашенко не опроверг Путина, хотя до и после заседания ВГС неоднократно выказывал сомнения в целесообразности объединения двух производителей грузовиков. Такие заявления он делал в Минске 11 октября на пресс-конференции для журналистов российских региональных СМИ, а также 21 октября на встрече с руководителями СМИ стран СНГ. По мнению Лукашенко, грузовики «МАЗ» лучше российских, и смысл создания автохолдинга ему непонятен, в отличие от идеи разделить российский рынок между белорусским и российским производителями.

Также напомним, 25 декабря 2013 года на пресс-конференции по итогам состоявшихся в Москве заседаний Высшего Евразийского экономического совета и ВГС Союзного государства Владимир Путин обратил внимание Александра Лукашенко и Михаила Мясниковича на необходимость продвижения в вопросе приватизации белоруской госсобственности. Президент РФ напомнил руководителям постсоветской республики, что Россия является крупнейшим инвестором в белорусскую экономику, причём в системообразующие её сектора, отметив: «В числе крупнейших высокотехнологичных инвестиционных проектов — сооружение Белорусской атомной электростанции (общий объём финансирования — около 10 миллиардов долларов), формирование холдинга «Росбелавто» на базе КамАЗа и МАЗа, совместная работа компаний «ЕвроХим» и «Гродно Азот».