Реализации в Чувашии проекта по переводу техники на природный газ мешают неразвитая газомоторная инфраструктура и отсутствие спроса среди автовладельцев. Эти проблемы были обозначены в числе основных на заседании экономического совета при главе республике, передаёт корреспондент ИА REGNUM.

Чувашия в числе шести регионов Поволжья заявилась в качестве потенциального участника пилотного проекта по переводу общественного транспорта и коммунальной техники на газомоторное топливо. В настоящее время в регионе более 8,5 тыс. единиц автотранспорта переведены на сжиженный и природный газ, что составляет всего 3% от существующего автотранспорта (281 тыс. единиц), то есть, как заметили участники заседания, "микроскопически мало". В том числе доля легкового транспорта - 1,5%, грузового - 14,5%, автобусного парка - 6,5%. Власти республики планируют довести долю транспорта, использующего газомоторное топливо, до 30%. Было озвучено, что стоимость перевода единицы техники на работу на природном газе обходится от 300 тыс. до 1 млн рублей.

В ходе обсуждения вопроса глава Минстроя Чувашии Олег Марков предложил перевести на природной газ медицинский транспорт (970 единиц) и сельхозтехнику, а также выделить в качестве приоритета на конкурсах среди перевозчиков наличие автобусов, работающих на природном газе. От заинтересованного производителя поступило радикальное предложение о полном запрете приобретения транспорта на бензине, если её можно заменить техникой на природном газе. "Сегодня в машиностроении не вся техника выпускается на газомоторном топливе. Обязывать хозяйствующие субъекты мы не имеем права, только на уровне рекомендательного характера", - умерил пыл участника глава Чувашии Михаил Игнатьев.

До конца 2014 года в Чувашии на реализацию пилотного проекта планируется направить 25 млн рублей. Всего до 2020 года, по расчётам Минэкономразвития, потребуется до 85 млн рублей. На начальном этапе в рамках проекта планируется строительство в республике шести автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС).

В настоящее время в Чувашии работает одна АГНКС (в Чебоксарах), где ежедневно, по информации Минтранса, заправляются порядка 130 автомобилей. Загрузка станции, по данным руководства, составляет 10-15%, в то время как окупаемость обеспечивается при 30-процентной загрузке. Помимо этого, в республике действуют 55 автогазозаправочных станций, которые заправляют сжиженным газом: "Мало машин, потому что мало заправок. Мало заправок, потому что мало машин".

Этот замкнутый экономический круг планируется разорвать за счёт создания соответствующей газозаправочной инфраструктуры, сервисной службы, переоборудования транспорта для работы на газомоторном топливе и закупки новой техники, работающей на природном газе. Напомним, ранее Чувашия подписала соглашение о сотрудничестве в области применения газомоторного топлива с ОАО "КамАЗ", которое предусматривает расширение применения автомобильной техники, работающей на компримированном природном газе, развитие сервисной и иной инфраструктуры.

Глава Минэкономразвития Чувашии Владимир Аврелькин заявил о необходимости принятия "стимулирующих мер, чтобы пришёл бизнес в эту сферу" - в частности, через систему льгот, преференций и государственной поддержки, снятия административных барьеров для компаний, которые оказывают услуги на данном рынке. Напомним, что в настоящее время для повышения интереса перевозчиков, использующих автобусы и грузовые автомобили, ставка транспортного налога при использовании природного газа снижена на 20%.

Особо было подчёркнуто, что главными преимуществами перевода транспорта на газомоторное топливо являются экологичность и дешевизна. По данным Минтранса, стоимость 1 куба комплимированного природного газа в 2-3 раза дешевле литра дизельного топлива, а пробег 1 км обходится в 1,5-2 раза дешевле. "Опыт других регионов показал, что годовая экономия от перехода к природному газу составляет от 200 до 800 тыс. рублей на одну единицу транспорта", - привёл финансовую раскладку министра транспорта Владимир Филиппов.

Однако экономический расчёт по своему подведомственному транспортному предприятию - "Чувашавтотрансу" - привёл не отраслевой министр, а глава Минэкономразвития Владимир Аврелькин, отметив, что годовая экономия при переходе к газомоторному топливу составила до 600 тыс. рублей на каждую единицу. И не исключено, что это позволит выправить экономику предприятия, которое постоянно подвергается критике на уровне правительства и в которое ежегодно из бюджета вынуждены вливать многомиллионные субсидии. По данным Минэкономразвития, годовые расходы предприятия на топливо превышают 240 млн рублей.

Напомним, в 2013 году республика на условиях софинансирования из федерального бюджета приобрела для "Чувашавтотранса" 18 автобусов, работающих на природном газе. На совещании также было отмечено, что автобус на "дизеле" стоит порядка 2,2 млн рублей, на газе - более 3 млн рублей.

Особое внимание было уделено экологической составляющей проекта: объёмы выбросов при использовании природного газа более чем вдвое ниже, чем при работе техники на бензине. "Государственная политика направлена на охрану окружающей среды. Многое сделано. На федеральном уровне приняты соответствующие решения по выделению субсидий регионам на закупку произведенных на территории России автобусов и техники для жилищно-коммунального хозяйства, работающих на природном газе. Мы должны пройти конкурс, чтобы, начиная с этого года, получать субсидии", - отметил Михаил Игнатьев.

Как ранее сообщало ИА REGNUM, в прошлом году президент страны Владимир Путин поручил ускорить перевод транспорта на газомоторное топливо. По словам главы государства, развитие газомоторного топлива выгодно как с точки зрения экологии, так и экономики: "Газ дешевле, чем традиционный бензин или дизтопливо, и, кроме того, его использование снижает уровень выбросов в 2-3 раза". Председатель правительства РФ Дмитрий Медведев подписал постановление, согласно которому 50% общественного транспорта планируется перевести на газ.