Круглый стол "Большой Кавказ: внутренние проблемы и внешние вызовы", собравший российских специалистов по региону, стал логичным продолжением пленарного заседания открывшегося в Казани третьего Евразийского научного форума.

Большой блок выступлений в рамках работы круглого стола посвящался различным аспектам карабахского урегулирования. В настоящее время полноценные переговоры по урегулированию карабахского конфликта не ведутся, сообщил советник министра иностранных дел Нагорно-Карабахской Республики Рубен Заргарян. Этот тупик во многом объясняется тем, что Нагорно-Карабахская Республика фактически отстранена от переговорного процесса в Минской группе ОБСЕ, хотя юридически, согласно официальным документам ОБСЕ, является ее участником.

Кратчайшим путем урегулирования конфликта является признание Нагорного Карабаха международным сообществом и прямые карабахско-азербайджанские переговоры, констатировал советник министра иностранных дел непризнанной республики. "Окончательное признание НКР - императив времени, - подчеркнул Рубен Заргарян. - Временное охлаждение отношений признавших НКР стран с властями Азербайджана - небольшая цена за установление мира в регионе и урегулирование азербайджано-карабахского конфликта". Обеспечение фундаментальных национальных интересов России, рост международного авторитета НКР делают неизбежным признание независимости Нагорно-Карабахской Республики со стороны России, "тем более что никаких препятствий для этого нет, если не считать капризов азербайджанского руководства", указал эксперт.

Доклад эксперта-аналитика Института национальной стратегии Яны Амелиной посвящался идеологическому аспекту деятельности азербайджанского лобби в России. Оно работает в целом ряде направлений, содействуя реализации интересов азербайджанской диаспоры в РФ и самого государства Азербайджан. Последняя задача тесно связана с продвижением и широкой рекламой точки зрения Баку, прежде всего, на механизмы карабахского урегулирования. "В конечном итоге, эта деятельность служит глобальной цели изменения геополитической ориентации России на Кавказе и переносу центра тяжести российской политики с Еревана на Баку, - констатировала Амелина. - Очевидно, что в обозримом будущем указанные цели не могут быть достигнуты. Однако целенаправленность, с которым Азербайджан лоббирует свои интересы в РФ, заслуживает серьезного внимания, тем более что к этому процессу подключены некоторые российские эксперты, журналисты и общественные деятели, число которых постепенно увеличивается".

В докладе Амелиной приводились многочисленные примеры деятельности азербайджанского лобби в России. Тактическая цель азербайджанского лобби на ближайшую перспективу, о чем открыто говорят проводники его интересов в России - заставить Армению "вернуть" Карабах Азербайджану. "Задача исследователей - противостоять распространению в российском обществе и государственных структурах подобных воззрений ввиду их принципиальной неверности и вреда, который будет нанесен национальным интересам России и нашего союзника - Армении в случае претворения таких планов в жизнь", - считает Яна Амелина.

Немало пищи для размышлений дал доклад заместителя муфтия Республики Татарстана Валиуллы хазрата Якупова, рассказавшего о реакции мусульманской уммы республики на военные события в Чечне в конце XX - начале XXI века. "В первую чеченскую кампанию мусульманское сообщество РТ, безусловно, симпатизировало чеченцам, причем абсолютно некритично", - признал он. Косвенное влияние на это оказывала и позиция мусульманских стран, в частности, Саудовской Аравии. "С одной стороны, мы были патриотами нашей страны, но, исходя из аксиомы мусульманской солидарности, не могли одобрить действия федерального центра, - разъяснил Валиулла Якупов. - После перехода Ахмата хаджи Кадырова на федералистские позиции нам стало гораздо легче". Мусульмане Татарстана поддерживают нынешний, лояльный Москве, режим в Чечне, указал заместитель муфтия РТ.

Религиозную тему продолжили старший научный сотрудник Северо-Осетинского института социальных и гуманитарных исследований Тимур Дзеранов, отметивший чуждость ваххабизма традициям Северного Кавказа, и заместитель руководителя ЦЕМИ Раис Сулейманов, подробно рассказавший о "деле муфтия Евтеева" и реакции на него российских мусульман.

Большое внимание привлек обширный доклад политолога Андрея Епифанцева, отвечавший на вопрос "почему Россия проигрывает Северный Кавказ". Он указал на порочность сформировавшейся в последнее время политики федерального центра в отношении северокавказского региона, сутью которой являются договоренности с местными элитам и попытка покупки лояльности национальных республик в обмен на масштабное дотирование. "С перестроечного времени Россия идеологически ушла с Кавказа, - полагает эксперт. - Возникающий идеологический вакуум немедленно заполняется самыми разными религиозными течениями". Еще одна причина "проигрыша" Россией Кавказа является отсутствие у Москвы стратегии работы в регионе и недопущение экспертов к системе принятия решений. "Мы теряем Кавказ, - заключил Андрей Епифанцев. - Чечня уже не вполне является частью России, по этому пути движутся Ингушетия и Дагестан. Нужна стратегия действий и программа возвращения русского населения на Кавказ".

Координатор рабочей группы по Северному Кавказу Центра изучения Центральной Азии, Кавказа и Урало-Поволжья Института востоковедения РАН Александр Скаков рассказал о перспективах Абхазии и Южной Осетии после их признания со стороны ряда государств. "Признание Южной Осетии и Абхазии - это навсегда, - убежден эксперт. - Оно будет отозвано только тогда, когда не будет самой России". В то же время перед молодыми независимыми государствами стоят серьезные проблемы в сфере экономики, демографии, внутренней политики, указал Скаков. Комментируя призывы к России признать независимость НКР, эксперт напомнил, что первый шаг в этом направлении должен сделать Ереван: "Карабах - армянская национальная идея, и если он не нужен Армении - почему он должен быть нужен кому-либо другому?".

Заседание круглого стола завершилось выступлением талышского политолога Фахраддина Абосзоды с докладом "Российско-талышские отношения и перспективы талышского возрождения". "Даже если весь мир признает независимость Карабаха, это не приведет к стабильности в регионе", - подчеркнул он, призвав к комплексному решению проблем всех коренных народов Кавказа.

Участники обсуждения отметили высокий научный уровень и яркость дискуссий "кавказского" круглого стола. III Евразийский научный форум "Евразия на пути к многополярному миру: от противостояния геополитических систем к диалогу культурно-исторических обществ", организованный Центром евразийских и международных исследований Казанского федерального университета (ЦЕМИ КФУ), проходит в Казани 1-3 июля. Цель Евразийского форума - научно-теоретическое осмысление проблем геополитики и геоэкономики на евразийском пространстве на современном этапе и в исторической перспективе.

В его рамках также состоятся тематические круглые столы "Турция: историческое прошлое, современное состояние и векторы развития" и "Борьба Ирана за региональное лидерство в Евразии: проблемы, успехи, перспективы", а также ряд секционных заседаний, среди которых "Политическое и социально-экономическое развитие Республики Татарстан на пороге второго десятилетия XXI века".