В редакцию ИА REGNUM поступило открытое письмо доктора искусствоведения, заведующего отделом НИИ теории архитектуры и градостроительства Российской академии архитектуры и строительных наук (РААСН), ведущего научного сотрудника Государственного института искусствознания Армена Казаряна, обращенное к руководству Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия (Росохранкультуры) и ко всей культурной общественности с призывом срочно остановить обезображивание Успенского собора во Владимире. Ввиду исключительной важности владимирского Успенского собора для отечественной культуры, приводим текст письма полностью.

Южный фасад собора – современное состояние. Фото 15 августа 2008 г.

"Это призыв к тем, кто посягнул на ценность памятника мировой архитектуры, в чьем ведении находится этот храм, и к тем, кто обязан защищать памятники культуры на территории Российской Федерации. В пору укрепления государственности в стране явно поднимает голову новая волна "благодетелей", считающих возможным обойти законы и морально-этические ценности в силу своего положения в обществе.

Посетив Владимир в пятницу, 15 августа 2008 г., я и мои спутники - историк русской архитектуры, кандидат искусствоведения Л.К. Масиель-Санчес и архитектор Н.Э. Арутюнян, были повергнуты в настоящий шок от нового облика южного фасада Успенского собора (1158-1160 гг., перестройка 1185-1198 гг.) и от характера работ, проводимых там группой молодых строителей. Вся западная половина южного фасада этого шедевра древнерусского белокаменного зодчества (три прясла из пяти) была совсем недавно выкрашена (навсегда?!) какой-то полимерной краской. Ее отвратительная фактура и холодно-белый, с примесью грязно-серого оттенок явно контрастировал с оригинальной поверхностью белого камня чистых кремовых и охристых тонов. Начисто заделанные до закраски швы позволили ремонтникам добиться гладкой поверхности, на которой едва различимы отдельные каменные блоки и ряды кладки. Заодно закрашены ценнейшие рельефы - маски, резные капители, композиция, представляющая севастийских мучеников. Вместе с тем, вокруг церкви взамен старого каменного настила, исключительно подходящего для территории столь монументального сооружения, появилась вымостка из мелкой бетонной плитки, выкладываемой обычно в современных парках. В метре от стен храма, по всему его периметру сейчас выкладывается отмостка - тротуарчик из той же плитки, ограниченной узенькими бордюрными блоками. Но оставим в стороне вопрос эстетического несоответствия такого благоустройства облику и значению этого храма. Обратим внимание на то, что вымостка скрывает значительную высоту цоколя храма и резные базы полуколонн, и кладется плитка на цементно-песчанную подготовку, которая после первого же дождя должна будет замонолитить конструкцию, навеки скрепив ее с цоколем и базами. А это, как и окраска каменного фасада уже являются грубейшими нарушениями государственного закона об охране памятников.

Кто в ответе за содеянное? Когда мы подошли к храму, был вечер, так что его двери были заперты, а рабочие отказались раскрывать название своей организации и ее руководителей, а также имена лиц, по заказу которых производились изменения облика одного из лучших средневековых храмов Древней Руси. Будучи специалистами в области охраны памятников, мы поняли, что эти работы производятся хозяином территории и храма без необходимой проектной документации. Заказчика этих работ необходимо выявить и принудить сначала к их прекращению, а затем к возвращению собору прежнего облика с исполнением этой реставрации уже компетентными специалистами. Кто бы ни был заказчиком произведенного беззакония, остается надеяться, что руководство Росохранкультуры сможет взять ситуацию под полный контроль.

И еще. Хочется надеяться, что в нашей стране отношение к памятникам искусства изменится, что древние храмы будут почитаться не только как действующие церкви, то есть здания для проведения богослужений и молений, но и как священные реликвии, дошедшие до нас из глубины веков и являющиеся редчайшими свидетелями древней художественной культуры русского народа. Иначе, если доминирующим окажется отношение, которое проявляется в ремонте собора во Владимире, россиянам нечем будет гордиться уже через пару десятилетий".

Фотографии предоставлены Арменом Казаряном. ИА REGNUM будет следить за развитием событий.

Напомним, что Успенский собор во Владимире является памятником архитектуры федерального значения. Белокаменный храм, построенный во второй половине XII в., в течение двухсот лет был главным храмом Северо-Восточной Руси. В настоящее время собор находится в совместном пользовании Владимиро-Суздальского музея-заповедника и Владимирской епархии Русской Православной Церкви и является кафедральным храмом епархии. В течение длительного времени специалистам не удается достичь взаимопонимания с представителями Церкви относительно установления такого режима использования собора, который не наносил бы ущерба драгоценным росписям кисти Андрея Рублева, находящимся в интерьере.