На объекте Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО - 22-главой церкви Преображения Господня в Кижах, построенной в 1714 г., начались работы по разборке нижних венцов сруба в рамках проекта реставрации, который вызывает ожесточенные споры в профессиональном сообществе реставраторов. Проект основан на технологии лифтинга (подъема конструкций здания) с целью поярусной разборки, начиная с нижних венцов, при сохранении привычной высоты и силуэта здания за счет вывешивания сруба на внутреннем металлическом каркасе. При этом полностью утрачен интерьер и внутренние конструктивные элементы исторического здания.

Общая сумма средств, выделяемых из госбюджета на реставрацию храма на период до 2014 г., составляет 300 млн. рублей, из них в 2010 г. должны быть освоены 46 млн. рублей. В тендере на работы приняла участие единственная компания - ООО "Строительно-коммерческая фирма "Алекон" (Санкт-Петербург), которая и была признана победителем.

Напомним, что ранее российские специалисты в области истории деревянного зодчества и реставрации Вячеслав Орфинский, Александр Попов и Игорь Шургин направили на имя генерального директора Центра культурного наследия ЮНЕСКО Франческо Бандарина и президента ИКОМОС Густаво Араоса обращение, в котором выразили возмущение тем, что проект, разработанный НИИ "Спецпроектреставрация" (Санкт-Петербург), несмотря на настойчивые требования до сих пор не представлен профессиональной общественности для коллегиального обсуждения, а также тем, что методика реставрации, применяемая к объекту Всемирного наследия, не апробирована для применения на сооружениях такого размера и сложности как Преображенская церковь в Кижах. "По нашему глубокому убеждению, объекту Всемирного наследия угрожает потеря подлинности в результате экспериментальной реставрации", - говорилось в обращении.

В решении COM 7B.94, принятом на 34-й сессии Комитета Всемирного наследия ЮНЕСКО, завершившейся 3 августа 2010 г. в столице Бразилии городе Бразилиа, содержится, в частности, настоятельная просьба к российской стороне "пересмотреть методы реставрации древесины, а также этапы реставрации в соответствии с нормами и рекомендациями, которые содержатся в документе, составленном по итогам визита специальной комиссии в апреле 2010 года". "Необходимо определить основополагающие принципы реставрационного процесса, которые должны быть неразрывно связаны с подлинностью и выдающейся международной ценностью данного объекта", - отмечается в тексте решения.

Как ожидается, в октябре вопрос о реставрации Преображенской церкви в Кижах будет рассмотрен на заседании Федерального научно-методического совета по культурному наследию при Министерстве культуры РФ. Между тем, разборка нижних венцов сруба уже начата; также разобран бутовый фундамент храма.

По просьбе ИА REGNUM Новости ситуацию прокомментировал архитектор-реставратор высшей категории, лауреат Государственной премии РСФСР Александр Попов.

"Самому известному деревянному памятнику в СССР, а теперь и в России - церкви Преображения в Кижах - не повезло, - пояснил он. - Начиная со второй половины ХХ века руками людей, которые по долгу службы обязаны были защитить его от разрушения, шаг за шагом совершались действия, которые привели памятник к его нынешнему состоянию. Сначала с храма сняли металлическую кровлю и обшивку, затем его пропитывали химией и проделывали другие эксперименты с древесиной, уничтожили интерьер: выпилили почти все деревянные конструкции (балки, прогоны, полы) и вставили металлический каркас. Уже этим летом разобрали фундамент XIX века, воткнули еще одну металлическую конструкцию, почти каждое бревно просверлили и прикрутили к металлокаркасу. А теперь начали разбирать храм снизу наиболее уродливым из всех возможных способов".

"Это решение не реставраторов, а бюрократов, - подчеркнул Александр Попов. - В его основе лежит не забота о сохранении памятника, а только забота о том, чтобы любой ценой сохранить туристическую привлекательность Кижей на время реставрации. Поэтому вместо традиционной переборки, когда памятник раскатывается по бревнышку, а потом собирается снова, выбран способ, сочетающий переборку и лифтинг и позволяющий сохранить ощущение целостности объекта на все время реставрации. Внедрение металлического каркаса, произведенное еще в начале 1980-х годов, стало роковой ошибкой, которая предопределила все последующие решения, но ни музей-заповедник, ни курирующее проект Министерство культуры не желают это признавать. Присутствие каркаса ведет к невозможности восстановления интерьеров храма и возвращения его конструкциям собственной несущей способности, а это нарушает важнейшие методологические принципы реставрации памятников деревянного зодчества, принятые ЮНЕСКО. Все эти вопросы неизбежно были бы поставлены перед авторами проекта, если бы они нашли в себе смелость предоставить его для обсуждения специалистам. А сегодня на деньги налогоплательщиков разборка начинается без представленного общественности проекта, что равносильно уничтожению Преображенской церкви!"