Исторические колокола церкви Воскресения Христова в Кадашах, находящиеся ныне в Государственном Академическом Большом театре, можно вернуть на колокольню храма без вреда для театральных постановок. Такое убеждение высказали участники пресс-конференции, прошедшей 17 сентября в Москве, сообщает корреспондент ИА REGNUM Новости.

Напомним, что 7 сентября представителями генерального подрядчика реконструкции Большого театра ЗАО "СУИ проект" и ФГУ "Дирекция по строительству, реконструкции и реставрации" для СМИ были продемонстрированы старинные церковные колокола, возвращаемые после реставрации на звонницу театра. Среди них находились и колокола, исторически принадлежавшие храму Воскресения Христова в Кадашах, попавшие в театр в 1934 г. после закрытия храма. Вслед за этим община церкви Воскресения Христова и поддержавшее ее Общество церковных звонарей распространили заявление, в котором говорилось о необходимости возвращения колоколов в храм.

"Мы благодарны Большому театру за то, что колокола были сохранены. Само по себе это огромное дело, - отметил настоятель храма протоирей Александр Салтыков. - Увенчать это дело возвращением колоколов на историческое место значит обогатить атмосферу Москвы их прекрасным звучанием. Я исполнен благой надежды, что колокола вернутся на свое место".

Участники пресс-конференции подчеркнули, что речь ни в коем случае не идет об причинении вреда Большому театру и о лишении его важного музыкального инструмента. Напротив, как подчеркнул эксперт колокольной акустике Общества церковных звонарей Константин Мишуровский, открывается возможность одновременно восстановить историческую справедливость в отношении храма и улучшить качество колокольного звона Большого театра.

Как сообщил председатель Общества церковных звонарей, художественный руководитель колокольных звонов Московского Кремля и храма Христа Спасителя Игорь Коновалов, за десятилетия безбожия Россия потеряла около 1 миллиона церковных колоколов. В настоящее время в стране осталось не более 5-6 исторических колокольных ансамблей, в том числе в Москве - только один. Речь идет о колоколах Свято-Данилова монастыря, возвращенных в 2008 г. из Гарвардского университета (США). "На основе колоколов из Большого театра можно воссоздать уникальный ансамбль колоколов церкви Воскресения в Кадашах", - отметил Коновалов.

По словам участников пресс-конференции, в настоящее время известно о том, что в Большом театре находятся два кадашевских колокола с вкладными надписями - большой и полиелейный благовестники весом в 400 и 200 пудов соответственно. В частности, большой колокол отлит в 1787 году по завещанию шелкового фабриканта Ивана Садовникова знаменитым колокольным мастером Константином Слизовым. Вопрос о принадлежности ансамблю кадашевского звона более мелких колоколов, не имеющих опознавательных знаков, может быть решен в результате экспертизы на основе сравнения обертонов малых колоколов с обертонами больших, пояснил Константин Мишуровский. Данная ситуация не уникальна. Ранее в московские храмы были возвращены церковные колокола, в советские времена находившиеся в театрах - МХАТ (старая и новая сцены) и в Музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко, а также принадлежавшие Большому театру колокола, находившиеся под сценой Государственного Кремлевского дворца.

По словам советника главы Росохранкультуры Кирилла Зайцева, его ведомство в курсе того, что в Большом театре находятся старинные колокола московских храмов, и в начале 2009 года создало специальную комиссию по обращению предстоятеля Русской Православной Старообрядческой церкви митрополита Корнилия, с целью изучения возможности возвращения колоколов, принадлежавших собору Рождества Пресвятой Богородицы на Рогожском кладбище. В ходе работы этой комиссии руководство театра, о словам Кирилла Зайцева высказалось в поддержку возвращения колоколов, однако процесс затормозился ввиду смерти митрополита Корнилия.

При этом представитель Росохранкультуры выразил уверенность, что передача колоколов в храмы не затормозит процесс реставрации Большого театра, в частности, потому, что реставрация части здания, где расположена звонница, еще далека от завершения. "Идет нормальный процесс, и стороны договорятся", - резюмировал Зайцев. Вопрос о компенсации театру потери колоколов, по мнению представителей Общества церковных звонарей, может быть решен тремя способами.

1. Восстановление колокольного подбора 1840-х годов, специального изготовленного по указу Николая I для постановки оперы Глинки "Жизнь за царя". Часть из этих колоколов уцелела. "Если мы говорим о реставрации Большого театра, вот этот подбор и следовало бы восстановить", - подчеркнул Игорь Коновалов. 2. Замена колоколов неколокольными музыкальными инструментами, такими как металлофоны, гонги, трубчатые колокола и др., имитирующими колокольное звучание. 3. Имитация колокольного звона с помощью высоких технологий. Подобный опыт уже был сделан при постановке в филиале Большого театра оперы Мусоргского "Борис Годунов", для чего на основе профессиональной записи звучания подлинных кремлевских колоколов были созданы электронные сэмплы, звучащие по команде дирижера и идеально подстроенные под гармонии хора и оркестра.

Как отметили представителя Общества церковных звонарей, в настоящее время звучание обширного, но случайного подбора колоколов Большого театра плохо гармонирует с звучанием хора и оркестра, что говорит о необходимости совершенствования театральных колокольных звонов. "Необходимо настроить звон для Большого театра и одновременно подарить колокольный звон городу", - заявил он.

Участники пресс-конференции поддержали идею создания специальной комиссии с участием экспертов - звонарей, металловедов, искусствоведов для атрибуции колоколов и оценки их нынешнего состояния. Окончательно судьбу колоколов Большого театра, находящихся в государственной собственности, уполномочено решать Министерство культуры РФ.

Как сообщили ИА REGNUM-Новости в Обществе церковных звонарей, сегодня, 17 сентября на имя генерального директора Государственного Большого Театра Анатолия Иксанова было направлено письмо с подробным изложением предложений, прозвучавших на пресс-конференции.