Передача колоколов из Большого театра в церковь Воскресения в Кадашах возможна без ущерба для постановок - эксперты
Москва, 17 сентября, 2010, 17:22 — ИА Регнум. Исторические колокола церкви Воскресения Христова в Кадашах, находящиеся ныне в Государственном Академическом
Напомним, что 7 сентября представителями генерального подрядчика реконструкции Большого театра ЗАО "СУИ проект" и ФГУ "Дирекция по строительству, реконструкции и реставрации" для СМИ были продемонстрированы старинные церковные колокола, возвращаемые после реставрации на звонницу театра. Среди них находились и колокола, исторически принадлежавшие храму Воскресения Христова в Кадашах, попавшие в театр в 1934 г. после закрытия храма. Вслед за этим община церкви Воскресения Христова и поддержавшее ее Общество церковных звонарей распространили заявление, в котором говорилось о необходимости возвращения колоколов в храм.
"Мы благодарны Большому театру за то, что колокола были сохранены. Само по себе это огромное дело, - отметил настоятель храма протоирей Александр Салтыков. - Увенчать это дело возвращением колоколов на историческое место значит обогатить атмосферу Москвы их прекрасным звучанием. Я исполнен благой надежды, что колокола вернутся на свое место".
Участники пресс-конференции подчеркнули, что речь ни в коем случае не идет об причинении вреда Большому театру и о лишении его важного музыкального инструмента. Напротив, как подчеркнул эксперт колокольной акустике Общества церковных звонарей Константин Мишуровский, открывается возможность одновременно восстановить историческую справедливость в отношении храма и улучшить качество колокольного звона Большого театра.
Как сообщил председатель Общества церковных звонарей, художественный руководитель колокольных звонов Московского Кремля и храма Христа Спасителя
По словам участников пресс-конференции, в настоящее время известно о том, что в Большом театре находятся два кадашевских колокола с вкладными надписями - большой и полиелейный благовестники весом в 400 и 200 пудов соответственно. В частности, большой колокол отлит в 1787 году по завещанию шелкового фабриканта Ивана Садовникова знаменитым колокольным мастером Константином Слизовым. Вопрос о принадлежности ансамблю кадашевского звона более мелких колоколов, не имеющих опознавательных знаков, может быть решен в результате экспертизы на основе сравнения обертонов малых колоколов с обертонами больших, пояснил Константин Мишуровский. Данная ситуация не уникальна. Ранее в московские храмы были возвращены церковные колокола, в советские времена находившиеся в театрах -
По словам советника главы
При этом представитель Росохранкультуры выразил уверенность, что передача колоколов в храмы не затормозит процесс реставрации Большого театра, в частности, потому, что реставрация части здания, где расположена звонница, еще далека от завершения. "Идет нормальный процесс, и стороны договорятся", - резюмировал Зайцев. Вопрос о компенсации театру потери колоколов, по мнению представителей Общества церковных звонарей, может быть решен тремя способами.
1. Восстановление колокольного подбора 1840-х годов, специального изготовленного по указу
Как отметили представителя Общества церковных звонарей, в настоящее время звучание обширного, но случайного подбора колоколов Большого театра плохо гармонирует с звучанием хора и оркестра, что говорит о необходимости совершенствования театральных колокольных звонов. "Необходимо настроить звон для Большого театра и одновременно подарить колокольный звон городу", - заявил он.
Участники пресс-конференции поддержали идею создания специальной комиссии с участием экспертов - звонарей, металловедов, искусствоведов для атрибуции колоколов и оценки их нынешнего состояния. Окончательно судьбу колоколов Большого театра, находящихся в государственной собственности, уполномочено решать Министерство культуры РФ.
Как сообщили ИА REGNUM-Новости в Обществе церковных звонарей, сегодня, 17 сентября на имя генерального директора Государственного Большого Театра