В Пушкине (Санкт-Петербург) в Государственном музее-заповеднике "Царское село" первым результатом комплексной научной реставрации подлинных интерьеров XVIII столетия - павильона "Холодная баня" - стало завершение реставрации лепного декора и живописи потолка Агатового кабинета павильона. Как сообщает корреспондент ИА REGNUM, об этом сегодня, 28 апреля, журналистам рассказала генеральный директор ГМЗ "Царское село" Ольга Таратынова.

В отделке "Агатовых комнат" павильона "Холодная баня" было использовано 25 тонн уральской яшмы

Представители СМИ сегодня сами увидели, как идет реставрационный процесс. Холодная баня и Агатовые комнаты, созданные по проекту Чарльза Камерона специально для Екатерины II, не были уничтожены немцами в годы оккупации во время Великой Отечественной войны - они устроили там кабаре. Уникальный интерьер, для отделки которого в свое время было использовано 25 тонн уральской яшмы, сохранил подлинность, но нуждался в реставрации, а позапрошлой зимой в Агатовых комнатах произошли протечки.

Как напомнила Ольга Таратынова, в октябре 2010 года между музеем, ОАО "РЖД" и благотворительным фондом "Транссоюз" было заключено трехстороннее соглашение на выделение средств для научной реставрации павильона. В соответствии с соглашением к 2013 году будут отреставрированы 7 интерьеров павильона: Лестница, Библиотека, Агатовый кабинет, Большой зал, Яшмовый кабинет, Овальный зал и Кабинетец. К концу 2011 года уже будут готовы Агатовый кабинет, Библиотека и Кабинетец. "В общем и целом объем средств составит 270 млн рублей, в 2011 году предполагается освоить 100 млн рублей, причем 10% этой суммы сегодня уже поступило, у нас также создан инструмент жесткого контроля расходования средств", - рассказала Таратынова. Работы ведут петербургские реставраторы ООО "Царскосельская янтарная мастерская" под руководством художника-реставратора Бориса Игдалова.

Игдалов отметил, что научная реставрация Агатовых комнат требует детальной подготовки и пристального внимания. "У нас работают реставраторы пятнадцати направлений - от резьбы и позолоты до живописи, паркетов, мраморов - натурального и искусственного, камня - яшмы уральской, которую в XVIII столетии называли "мясным агатом" - отсюда и название комнат", рассказал он. Агатовые комнаты - единственный в мире павильон, в отделке которого столь обширно использованы полудрагоценные камни.

Реставраторы детально подготовились к работе, но все равно, как отмечают специалисты, сложные задачи продолжают возникать по ходу работы. В частности, как отмечает Игдалов, необходимо постоянно помнить о температурном режиме в павильоне, оптимальная температура при реставрации - около 16 градусов, впоследствии, уже после реставрации, музею также предстоит решать вопрос с температурным режимом павильона. "Яшма тяжела в обработке и обрабатывается только алмазом", - отметил специалист.

Главный архитектор ГМЗ "Царское село" Наталья Кудрявцева сообщила, что особенность реставрации Агатовых комнат - максимальная бережность, на три четверти идет реставрация, а не воссоздание. Сюрпризом для специалистов в Агатовом кабинете оказалось, что основой живописного слоя оказалась бумага - она "дожила" до наших дней с XVIII столетия, это создало дополнительные проблемы при реставрации живописи. Реставрация живописи проводилась специалистами отдел смешанных техник Государственного Русского музея (ГРМ). Одновременно с работами в павильоне в условиях мастерской продолжается реставрация демонтированных исторических паркетов, наборных дверных полотен и оконных переплетов, начата реставрация мраморной скульптуры и бронзы.