Выставка "Живописная живопись", где представлены работы общества московских художников "Бубновый валет" открылась сегодня, 2 сентября, в музее-усадьбе Державина в Санкт-Петербурге. Как сообщили корреспондент ИА REGNUM в музее Державина, открытие выставки приурочено к 100-летнему юбилею создания общества.

Выставка включает более шестидесяти полотен и графических листов 1900-1920-х годов и представляет произведения художников группы "Бубнового валета", большая часть работ была написана художниками в усадьбе "Абрамцево" под Москвой. Ныне работы находятся в музее-усадьбе "Абрамцево" и в Санкт-Петербурге экспонируются впервые.

На выставке, в частности, представлены произведения будущего "советского Сезанна" - Петра Кончаловского, выполненные 1909 году, живописные панно, написанные для дома иваново-вознесенского купца Маркушева. По легенде, заказчик, увидев их укрепленными на своих местах в дубовой столовой, пришел в легкое замешательство. "Живописная" живопись была названа им "пачкотней" и возвращена художнику. Кончаловский же в тот момент иначе писать не мог. Он только что вернулся из Франции, находился под впечатлением красочного и фактурного многообразия полотен Ван Гога, Гогена. На выставке представлен портрет Роберта Фалька начала 1910-х годов, выполненным его первой женой, Елизаветой Потехиной.

Напомним, "Бубновый валет" - название, придуманное Михаилом Ларионовым для выставки 1910 года и принятое в 1911 году учредителями общества. Оно нравилось большинству участников этой выставки тем, что вызывало в тогдашнем московском сытом мещанстве, купечестве, дворянстве чувство удивления, изумления, а порой брезгливости. Позднее, с угасанием эпатажных интонаций в искусстве "валетов", оно стало трактоваться ими в более мирном ключе, - оно означало молодость и горячую кровь.

В основе творчества "Бубнового валета" лежит художественный опыт - неформальный, базирующийся на увлеченности эпохой и понимании вневременных основ творчества. Об этом замечательно сказал Роберт Фальк: "Мы все - люди привычки, и мы все забываем наши первоначальные живые свежие ощущения. Лук, картошка - почти каждый день мы видим эти предметы и знаем, что их можно съесть и т.д. Люди - ленивые, сонные существа, мы не любим каждый день зарабатывать себе жизненные ощущения заново, любим жить привычными представлениями. Надо проснуться. Только тогда начинается искусство".