Лауреатом премии имени Довлатова стал петербургский театральный художник и писатель Эдуард Кочергин. Как сообщает корреспондент ИА REGNUM, премию Кочергину вручили 3 сентября во Всероссийском музее А. С. Пушкина на Мойке, 12. Здесь, в день рождения Сергея Довлатова - 3 сентября ему бы исполнилось 70 лет - прошел показ фильма Сергея Каковкина "Демарш энтузиаста", и состоялась церемония вручения премии. Так завершились Дни Довлатова в Санкт-Петербурге.

Фильм "Демарш энтузиаста" уже был показан в США и Таллине, в Санкт-Петербурге 3 сентября состоялась российская премьера. Режиссер Сергей Каковкин пояснил, что зрители, пришедшие на Мойку, увидят полную версию фильма, так как на канале "Культура" "Демарш энтузиаста" показали с купюрами, в частности, вырезав упоминание о расстреле деда Довлатова в тридцатые годы, смерти бабушки в послевоенном Ленинграде прямо на лестнице дома на улице Рубинштейна, где в коммуналке до самого отъезда в США жил Довлатов. Изменено было и название фильма, на канале "Культура" посчитали, что искаженная цитата Довлатова "Я ушел, чтобы остаться" (в оригинале - "Я ушел, вернее, я остался" - ИА REGNUM), лучше, чем "Демарш энтузиаста". В фильме о жизни Довлатова о нем говорят те, кто знал его в Ленинграде, Таллине, Нью-Йорке.

Писатель Валерий Попов, друживший с Довлатовым в Ленинграде, перед вручением премии рассказал, что 3 сентября нелегко было возложить цветы у мемориальной доски на доме на улице Рубинштейна. "Там прямо под доской стоял какой-то огромный джип, да и дотянуться до высокой доски оказалось не каждому под силу. Дотянуться до Довлатова нелегко - в прямом и переносном смысле", - сказал Попов, переходя к церемонии награждения премии имени Довлатова.

В жюри премии вошли писатели Андрей Арьев (Санкт-Петербург), Елена Скульская (Таллин), Александр Генис (США), Татьяна Толстая (Москва) и Валерий Попов (Санкт-Петербург). Из шести претендентов на премию в зале были только петербуржцы, да и то не все - Эдуард Кочергин, Андрей Аствацатуров и Игорь Голубенцев. Не было Владимира Сорокина, таинственного петербургского писателя, скрывающегося под псевдонимом Фигль-Мигль и пока еще никому не известной писательницы из Владивостока Лоры Белоиван, чья рукопись "Чемоданный роман" чрезвычайно понравилась Александру Генису, а Татьяна Толстая дала "капиталистическое обязательство" помочь издать книгу к ноябрю. "Она волшебный писатель и это самый довлатовский текст, соответствующий смыслу и цели премии, и то, что Лора сегодня премию не получит, совершенно попадает в довлатовский дискурс", - сказала Татьяна Толстая. Про Довлатова Толстая сказала: "Сережина жизнь поразительна, все ему пришло, когда он на этом свете уже ничего взять не мог".

Эдуарду Кочергину вручили денежную часть премии - 100 тыс. рублей (Довлатовская премия была поддержана фондом имени Ельцина) и диплом, созданный в единственном экземпляре художником Александром Флоренским (выставка Флоренского к произведениям Довлатова открыта сейчас в Санкт-Петербурге в библиотеке им Лермонтова). "Это фантастика - из скачков (воров- ИА REGNUM) выскочить на такие подвиги, мне теперь некуда деться - должен быть в вашем цеху. А я ведь художник, и вот в писательские дела влез. Атас!", - сказал Эдуард Кочергин, выдающийся театральный художник, главный художник БДТ. Кочергин старше Довлатова всего на несколько лет, в Ленинграде они знакомы не были, Кочергин получил премию Довлатова за книги "Ангелова кукла" и "Крещеные крестами" - книги о своем детстве, прошедшем в Сибири и послевоенном Ленинграде, книги недетского опыта ребенка среди воров, бедноты Петроградской стороны и Васильевского острова. Кстати, в фильме "Демарш энтузиаста" звучит одна цитата Довлатова о своем детстве: "Я не жалею о пережитой бедности. Бедность делает человека зорким".