Новый проект закона "Об образовании в Российской Федерации" "не вводит платного образования, сохраняет меры социальной поддержки". Как передает корреспондент ИА REGNUM, 20 октября об этом заявил заместитель министра образования и науки Игорь Реморенко в ходе парламентских слушаний в Государственной думе РФ. "В следующем году мы примем действительно качественный закон", - уверен Реморенко. Он также отметил, что с принятием нового закона необходимо будет внести изменения в более чем 100 федеральных законов.

Говоря о структуре нового закона, председатель комитета Госдумы по образованию Григорий Балыхин ("Единая Россия") отметил, что она стала более четкой, содержание правовых норм - лаконичным и ясным. "Законопроект отвечает стратегическим целям и задачам повышения доступности и качества образования, требованиям инновационного развития страны", - считает парламентарий.

При доработке законопроекта были учтены рекомендации о закреплении в законопроекте семейного образования, продолжил глава комитета Госдумы. Дошкольное образование рассматривается как самостоятельный уровень, но остается открытым вопрос об обязательности прохождения этого уровня, сказал депутат.

В новой версии урегулированы вопросы реализации возможностей выбора школы для обучения, на нечеткость изложения которых указывалось в предыдущих версиях законопроекта. "Однако, требуют дальнейшего совершенствования вопросы регламентация разработки федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, и прежде всего позиций, связанных с требованиями к результатам освоения основных образовательных программ, правового регулирования предоставления качественного общего образования на удаленных и труднодоступных территориях", - считает Балыхин.

В законопроекте разработчиками предлагается исключить начальное профессиональное образование как самостоятельный уровень и решать проблему подготовки квалифицированных рабочих на уровне среднего профессионального образования, сделав его общедоступным и бесплатным. До сих пор не все разделяют этот подход, хотя и признают, что сегодняшняя модель организации начального профессионального образования уже давно не отвечает современным требованиям и не обеспечивает реальный сектор экономики необходимыми рабочими кадрами. "Необходимо поставить точку в этой дискуссии", - полагает глава комитета Госдумы.

Еще один блок вопросов, который вызвал наибольший резонанс в предыдущих дискуссиях, касается социального статуса педагога, его материального положения. По словам Балыхина, высказанные замечания были учтены - в тексте сформирована самостоятельная глава "Педагогические, руководящие и иные работники организаций, осуществляющих образовательную деятельность", в которой детально прописан правовой статус педагогических работников и руководителей образовательных учреждений, и закрепляется положение о том, что средняя зарплата педагогов должна быть не ниже средней зарплаты тех, кто занят в экономике соответствующего региона.

В законопроекте восстановлены социальные стипендии и другие формы социальной поддержки студенчества, которые были частично упущены в предыдущих версиях. Расширяются возможности студенческого самоуправления. Закладывается соответствующая сегодняшнему времени модель стипендиального обеспечения студентов, основанная на наращивании размера стипендиального фонда и предоставлении вузам большей самостоятельности в определении мер академической и социальной поддержки студентов, продолжил депутат.

Конечно, в представленном тексте еще сохранились "узкие" места. В частности, пояснил Балыхин, это вопросы разграничения полномочий в сфере образования, осуществляемых на разных уровнях государственной власти и прежде всего на уровне местного самоуправления, проблемы формирования нормативов финансового обеспечения образовательной деятельности, в том числе для малокомплектных и сельских общеобразовательных организаций, а также осуществление платной индивидуальной педагогической деятельности. "Мы продолжим нашу совместную с Министерством образования и науки работу над законопроектом", - заверил глава комитета Госдумы.