Пока политики углубляются в тонкости национального вопроса, в Чувашии амбициозная творческая молодёжь, азартная до экспериментов и не ощущающая границ для искусствоведческих опытов, предлагает своё этнофутуристическое решение. Своё видение они представят в ноябре в Чебоксарах в рамках этнофутуристического фестиваля "Аванарт", передаёт корреспондент ИА REGNUM. При этом в формате мультипроекта: как по географии охвата, или, скорее всего, "захвата" культурных пластов, так и по жанрам, событиям, стилистике.

Название фестиваля происходит от чувашского "аван" (хороший, честный) и английского "арт" (искусство). "То есть хорошее искусство, очищенное от конъюнктуры", - поясняют авторы проекта. Его символом является единорог с уникальной чувашской вышивкой 18 века, стилизованный в пиктограмму. По словам художников, единорог встречается у многих народов, символизируя соединение познания и свободы. В основе концепции фестиваля - идеи этнофутуризма, объединяющие прошлое, настоящее и будущее самобытной культуры.

Минимальный масштаб - Поволжье, с размахом - до Приуралья. Предполагается, что в фестивале примут участие свыше 30 художников из 10 городов России. На форум приглашены "лидеры этнофутурического движения" из Удмуртии, Татарстана, Марий Эл. Сюда же неожиданно затесалась Новая Зеландия.

Вперые в Чувашии в рамках фестиваля будут показаны работы уникальной этнохудожницы из Ижевска Зои Лебедевой, творчество которой связано с традиционной удмуртской национальной культурой. Она работает в жанрах "флортекстиль", ткачество, различных видах прикладного искусства. Недавно ее выставочный проект открылся в Ульяновске в рамках программы "Ульяновск - культурная столица Содружества". Из Чувашии этнофутуризм будут представлять Праски Витти и Станислав Юхтар, из Марий Эл - главный герольдмейстер при президенте республики Измаил Ефимов, Татарстан представит художник-график Булат Гильванов.

При этом авторы проекта смотрят из глубокого прошлого в ближайшее и в то же время далекое в будущее. "Чувашия находится на стыке финно-угорских и тюркских народов. Именно на территории нашей республики должно произойти объединение творчества различных народов Поволжья и Приуралья. В перспективе фестиваль "Аванарт" может стать волжской арт-меккой этнофутуризма", - говорит арт-директор проекта, искусствовед, заместитель директора Чебоксарского художественного училища Анастасия Григорьева. Она с сожалением отметила, что пространство Центра современного искусства не позволяет представить более широкую картину этнофутуризма Поволжья и Приуралья и полноценно реализовать идею объединения искусства финно-угорских и тюркских народов: "Хотелось представить на выставке больше авторов и разные стороны современного искусства, но жертвовать ради количества качеством не хочется". Анастасия Григорьева выразила надежду на то, что проект будет продолжен и в следующем году.

Центральное событие фестивальной программы - выставочный проект "Аванарт", включающий в себя экспозицию работ художников-этнофутуристов. Экспозиция будет представлена 3 ноября, основные экспонаты - живопись, графика, фотография, видео, дизайн, декоративно-прикладное искусство и многие другие грани творчества под знаком "этно".

В рамках фестиваля будут подведены итоги конкурсов "Этногород" (на лучший паблик арт-проект), "Этнодизайн", пройдёт показ этномоды "Кĕпе". Авторы проекта поясняют, что произведения паблик-арт создаются специально для демонстрации в общественном месте, чаще всего под открытым небом, являясь современным продолжением традиционной городской скульптуры. Ещё один актуальный проект - "Качăпри" (неологизм, обозначающий новое чувашское искусство изготовления бумажных человечков).

Отметим, что проект "Аванарт" победил в конкурсе инновационных республиканских проектов и будет реализован на средства из грантового фонда президента Чувашии. Комментируя в целом процесс отбора инновационных проектов, претендовавших в этом году на президентский грант, Анастасия Григорьева с удовлетворением подчеркнула, что ставка сделана на проекты, содержащие национальный компонент, "обращенные к уникальной чувашской культуре": "Это очень важно для нашей республики. Нам нужно учиться представлять свою уникальность, этого требует время. Подобные вопросы уже выставляются на обсуждение. К примеру, на днях в Ульяновске прошел круглый стол по актуальной подаче фольклора средствами современного искусства. Но одной актуализации национального мало, как и мало просто дать деньги на проект. Тем более, что выделяются небольшие суммы и все равно нужно искать спонсоров, альтруистов. Необходимо еще помогать авторам дорабатывать эти проекты". Искусствовед высказал мнение, что после определения победителей к проектной работе нужно подключать экспертов и специалистов: "Думаю, это значительно повысит качество проектов".