В редакцию ИА REGNUM поступила статья архитектора-реставратора Сергея Куликова, до 2010 г. занимавшего пост главного архитектора музея-заповедника "Кижи" (Карелия). Ранее он в качестве специалиста по произведениям деревянного зодчества готовил номинационные документы для включения ансамбля Кижского погоста в Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Предположительно в ноябре ожидается прибытие в Россию очередной группы специалистов ЮНЕСКО и ИКОМОС (International Council on Monuments and Sites) для мониторинга реставрации Преображенской церкви - центрального памятника ансамбля Кижей. Между тем, в России не утихают споры относительно оправданности методов этой реставрации (лифтинг с использованием металлического несущего каркаса вместо традиционного метода переборки сруба, сопряженного с полной разборкой здания).

Памятники под угрозой сохранения

Просматривая официальные сайты музея-заповедника "Кижи", Министерства культуры Российской Федерации или ссылки на несуществующие сайты Российских комитетов ИКОМОС и Всемирного наследия, я так и не могу найти ответа на один-единственный вопрос - что же мы получим в результате всего комплекса работ по сохранению Кижского погоста объекта Всемирного культурного наследия?

Увы, музей "Кижи" пока не спешит организовывать рекомендованные миссией ЮНЕСКО/ИКОМОС "регулярные брифинги-семинары по ключевым этапам работ для заинтересованной общественности, экспертов и неправительственных организаций", которые "могли бы объяснить то, что сделано, почему это было сделано, что будет происходить в будущем и обеспечить возможность для диалога". Поэтому остается только догадываться:

Будет ли обшита тесом Преображенская церковь? Насколько она "вырастет", в связи с подводкой новых фундаментов и новых дополнительных нижних венцов? Какие новшества помимо бетонных фундаментов появятся на ней: новое южное, а может и северное крыльцо с никогда не существовавшими гребешками по конькам, как это недавно было сделано на Покровской церкви или еще что-то? Чем крыши будут крыть - деревом, рубероидом или железом по той технологии, которую сейчас обкатывают в музее?

К сожалению, шесть лет громко анонсированного проекта "На глазах у всего мира", финансированного из фонда Д.С.Лихачева, ясности не прибавляет. А поскольку камера-глаз, смотрящая на погост, всего одна, вопреки просьбе экспертов установить несколько камер непосредственно на объекте, то проект логичнее было бы назвать "На глазу у всего мира". Сейчас можно разглядеть только то, что обе церкви и колокольня все еще на месте - не более того. А что происходит за оградой, мы узнаем только постфактум по выложенным отчетам и фотографиям. То есть веб-камера - это чистой воды профанация!

График производства работ, размещенный на сайте музея, пугает обывателя какими-то номерными этапами, не раскрывая, что за этим стоит. Ежегодные парадные отчеты, демонстрируют, что работа кипит, а вот что "сварится" в результате ее, и насколько это согласуется с подлинностью памятника и общепринятой реставрационной практикой пока не совсем ясно. Ведущие специалисты музея то путаются в оценке количества сохраняемого материала (от 20 до 80 процентов), то заявляют, что "исправляют ошибки" предшественников-реставраторов, взяв почему-то за основу реализуемого проекта каркас, признанный "ошибочным", что, по логике, должно привести к усугублению ошибок и т.п.

Нам намекают, что где-то есть тома-килограммы весьма полной, но почему-то секретной документации по проекту реставрации. Посторонним доступ к ней закрыт, видимо, в силу их интеллектуальной неспособности воспринять всю глубину и многогранность заложенных в проект идей. Много говорится об инженерной гениальности применяемого "лифтинга", но умалчивается, будет ли, наконец, приобретен норвежский патент на эту технологию, на что скромно намекают международные эксперты из миссии ИКОМОС.

Деятельность миссии ИКОМОС давно уже сводится к реагирующему мониторингу, обреченному фиксировать случившееся, без возможности уже что-то изменить. И мне понятна радость экспертов, что худо-бедно "караван идет", как любят говорить в музее...

Нужно признать, что 19 лет работы экспертных миссий ЮНЕСКО/ИКОМОС продемонстрировали слабую готовность российской стороны эффективно выполнять международные договоренности и рекомендации экспертов в деле сохранения Всемирного наследия и вообще сотрудничать с профессиональными международными организациями. Ведь недаром на протяжении всего этого времени из года в год в рекомендациях Комитета Всемирного наследия повторяется одно и то же: "Миссия рекомендует государству-участнику при консультационной поддержке Центра Всемирного Наследия и консультативных органов разработать руководящие принципы сохранения...", "представить подготовленный проект интегрированного Плана управления объектом Всемирного наследия...", "учредить Специальный Государственный совет для координации выполнения решений Комитета Всемирного наследия и других заинтересованных организаций...", "разработать стратегию развития туризма"...

Музей действительно делает все, что может. В меру своих компетенций и понимания проблемы, часто не благодаря поддержке правительства и национальных комитетов ЮНЕСКО/ИКОМОС, а вопреки их полной бездеятельности и равнодушию.

Взять хотя бы Российский национальный комитет Всемирного наследия и Российский комитет ИКОМОС, а также Кафедру ЮНЕСКО по сохранению градостроительных и архитектурных памятников, возглавляемые одним и тем же человеком - академиком Академии архитектурного наследия И. И. Маковецким (он же Генеральный директор ремонтно-строительной компании ЗАО "ИНТАРК"). По "обилию" информации на сайтах этих организаций можно сделать заключение, что они давно почили в бозе при живом руководителе. Ни малейшего намека на происходящее с российскими памятниками Всемирного наследия, никаких информационных материалов или ссылок на программные документы или руководства по сохранению наследия...

При этом, как говорится в Положениях об этих организациях, "ИКОМОС играет важную роль в консультировании ЮНЕСКО по тем культурным ценностям, которые предлагаются для включения в Список Всемирного наследия и отчетности о состоянии сохранности объектов, уже включенных в Список"; "Комитет Всемирного наследия имеет решающее слово в выборе объекта-кандидата в Список Всемирного наследия". Кафедра ЮНЕСКО сама готовит номинационные документы по объектам, предлагаемым в Список Всемирного наследия, а ЗАО "ИНТАРК" выполняет практические работы на реставрационных объектах, в т.ч. объектах Всемирного наследия. Таким образом, объединение руководства четырех организаций в одном лице обеспечивает единомыслие в выборе решений по объектам Всемирного наследия России и оценке собственной деятельности на благо наследия.

Неудивительно, что с 2005 года, после введения для всех объектов, номинируемых в Список Всемирного наследия, обязательных Планов управления, в которых должна просматриваться адекватность защиты культурного наследия, ни один из российских объектов не был одобрен Международными комитетами и включен в Список Всемирного наследия! Видимо российское понимание проблем сохранения Всемирного наследия очень сильно расходится с всемирно признанными положениями...

А раз так, то российские памятники Всемирного наследия находятся под угрозой сохранения по российской методе - при полном равнодушии властей, без единой стратегии, без адекватного законодательства, без профессиональной школы...