Трактор "Сталинец-65", поднятый со дна реки Нерусса в феврале и отреставрированный на заводе "Брянский арсенал", прошёл ходовые испытания в Брянске, сообщили корреспонденту REGNUM-Центр в пресс-службе горадминистрации. Ходовые испытания проводил лично глава горадминистрации Сергей Смирнов.

Артиллерийский тягач на базе выпущенного Челябинским тракторным заводом трактора "Сталинец С-65" был поднят поисковиками со дна реки Нерусса в феврале текущего года. Он провалился под лёд зимой 1941 года в 30 километрах от посёлка Холмечи Суземского района при отступлении 13-й армии. Водитель успел выпрыгнуть из тонущей машины, так как кабины у С-65 не было. До начала Великой Отечественной войны ЧТЗ выпустил 37 тысяч 182 дизельных гусеничных трактора С-65, после чего их место на конвейере заняли танки Т-34.

"Сталинец-65" (С-65) - первый советский серийный дизельный трактор. Цифры в названии означают количество лошадиных сил нового дизельного двигателя М-17. На сегодняшний день в России сохранилось лишь четыре легендарных С-65. С-65 был предназначен для работы с прицепными сельскохозяйственными машинами, а также для привода стационарных машин. Однако с началом Великой Отечественной войны, в связи с потерями первого периода, большинство тракторов было изъято из сельского хозяйства. Их использовали для буксировки орудий большой мощности. Надо сказать, что за время войны, большое количество тракторов досталось немцам в качестве трофеев, которые также использовали их для буксировки орудий средних и крупных калибров. Также за каждый трофейный работоспособный трактор военнослужащий Германии мог получить Железный крест или отпуск домой на неделю.

Планировалось, что после реставрации дизельный первенец ЧТЗ займёт почётное место в музее военной техники под открытым небом "Партизанская поляна".