Оренбургский политолог, доцент кафедры журналистики ОГУ Булат Калмантаев считает, что заявление Учёного совета филологического факультета МГУ о катастрофе в гуманитарном образовании рассчитано на то, чтобы вызвать масштабный общественный резонанс, и, прежде всего, в профессиональном сообществе, в гуманитарной среде. Об этом он заявил корреспонденту ИА REGNUM, отметив, что оснований для критического отношения к состоянию гуманитарного образования более, чем достаточно: "Не стоит сомневаться и в том, что под заявлением могли бы с чистой совестью и знанием истинного нынешнего положения поставить подписи выпускники гуманитарных факультетов большинства университетов 60-х, 70-х годов. За выпускников более поздних десятилетий не ручаюсь, хотя в 80-ые годы традиции по инерции продолжали участвовать в формировании действительности и её культурного фундамента".

Преподаватель оренбургского вуза отметил, что в наступившем потом резком переломе есть и прямая вина гуманитарного сообщества, в том числе её элиты. Культура не сумела распознать на раннем этапе преобразований смертельные для себя угрозы, а это уже свидетельство некоторых в ней пороков, может быть, и родовых. Здесь стоит вспомнить хотя бы тысячи и тысячи кандидатских и докторских диссертаций, не представляющих никакой научной ценности, но успешно прошедших через кафедры, научных руководителей, Учёные советы и ВАК. Теперь эта "остепенённая" биомасса числится по ведомству гуманитарного сообщества. И подготовлена она теми поколениями, которая образованием-то не была обижена.

"Полностью безграмотных в родном языке юношей и девушек, без знаний в элементарном "образовывают" и воспитывают в наших школах учителя - массовые представители гуманитарного сообщества. А они прошли через наши вузы", - сказал он.

По мнению доцента кафедры журналистики ОГУ, этот слой, по формальным признакам относимый к гуманитарному сообществу, в настоящее время, к сожалению, является доминирующим: "Специально он создавался или стихийно появился, в какой степени в том виновата власть, а в какой - элита гуманитарного сообщества - вопрос, конечно, крайне важный, но не главный при сложившемся положении. Что делать со всем этим? - вот задача, требующая решения. Но то, что разрушили за четверть века, может потребовать на реанимацию времени и поболее...".

Булат Калмантаев считает, что она не может быть решена лишь увеличением уроков литературы, истории, обществознания в школе или увеличением оплаты труда профессорско-преподавательского состава в университетах, хотя и то, и другое крайне необходимо сделать. Но акцент на этих элементах способен лишь замаскировать глубинные причины российского гуманитарного кризиса.

"В этой сфере - основной, на мой взгляд - надо реконструировать фундамент, основание, а для этого очистить и готовить пространство, убирая конструкции, утратившие прочность, - сказал он. - А при уборке возможна, например, тотальная ревизия, например, диссертаций, защищённых в "лихие" десятилетия, с возвращением в казну иными (если не большинством!) "остепенёнными" соответствующих выплат. Если предпринять такого рода действия, то протестные настроения, естественно, усилятся. Но без такого рода мер тоже не обойтись - уж совсем "задавили" университетскую среду недоучки, всякого рода "остепенившиеся", которые берутся за преподавание курсов и наук, если даже об их существовании они впервые узнали, читая по слогам учебный план кафедры...".

Калмантаев подчеркнул, что необходимо прекратить воспроизводство выродившейся среды. Тогда и вернутся на свои места и уроки литературы, и филология, и другие науки как элементы культуры, но только в том случае, если они способны на обновление и развитие.

Напомним, что 22 ноября на заседании Ученого совета филологического факультета Московского государственного университета им. М. В, Ломоносова было единогласно принято заявление "О реформе образования, ее итогах и перспективах". Подписавшиеся заявили о неприятии политики разгрома российского гуманитарного образования, которую проводит министерство образования; о недоверии тем чиновникам всех уровней, которые эту политику разрабатывают и реализуют; о целесообразности предания гласности всех данных, которые позволят обществу оценить эффективность деятельности министерства образования за последние двадцать лет и уровень нанесенного им ущерба, о необходимости развертывания широкой профессиональной дискуссии о путях выхода из создавшегося положения.