Совершенствовать материалы ЕГЭ, повышать качество преподавательского состава российских вузов и развивать гуманитарное образование - такие шаги, по мнению ректора Тверского Государственного Университета Андрея Белоцерковского, должно предпринимать Минобрнауки для совершенствования системы образования в России. Об этом он заявил в интервью корреспонденту ИА REGNUM.

Гуманитарное образование - важнейший элемент функционирования и развития современного постиндустриального общества и формирующейся экономики знаний. По мнению ректора, гуманитарное образование не только является основой для формирования гражданского общества, но и в формировании так называемой креативной экономики, которая вносит все возрастающий вклад в валовый национальный продукт стран с высоким уровнем жизни.

"Два маленьких примера из разных областей: суммарная стоимость бренда "Гарри Портер" превышает сумму капитализации большинства крупнейших российских компаний, в том числе, сырьевого сектора. Основной статьей экспорта Великобритании, бывшей "царицы морей" и колыбели индустриальной революции, сегодня является поп-музыка. Именно поэтому, если взглянуть на структуру предметных областей высшего образования в наиболее развитых странах, можно увидеть подавляющее доминирование гуманитарной сферы. Считаю, что многие проблемы и беды нашей страны связаны именно с недостатком, количественным и качественным, гуманитарного образования. Я согласен, что оно у нас недооценено, в том числе и в количестве выделяемых контрольных цифрах приема (бюджетных мест)", - заявил собеседник агентства.

Говоря о критике со стороны ученого совета филологического факультета МГУ системы ЕГЭ, Андрей Белоцерковский заявил, что ЕГЭ - огромный шаг вперед по сравнению со всеми предыдущими формами организации вступительных испытаний в вузы, но в то же время ректор признал, что технология составления контрольно-измерительных материалов, организация экзамена далеки от идеала. "В современном виде ЕГЭ в большей степени применим в области точных и естественных наук, и зачастую приводит к искажению образовательной деятельности в школах в старших классах. На мой взгляд, ЕГЭ должен стать всепредметным экзаменом для всех, как это, кстати, делается в странах, с которых мы во многом скопировали идею стандартизованного экзамена - США и Япония", - заявил Андрей Белоцерковский. По его мнению, ЕГЭ должен содержать элементы для проверки творческих способностей выпускников. Международная практика показывает, что это возможно. Та же практика приводит к широкому использованию результатов сдачи стандартизованного экзамена в профилирующей области в качестве одного из показателей популярности (рейтинга) вуза. Единственным отличием является нормирование и представление результата не в балльной форме, а в процентилях. "Например, на такую-то специальность в такой-то вуз поступают абитуриенты, входящие в первые 10%, или в первые 20% выпускников по этому предмету. То, как используется "средний балл ЕГЭ" в качестве показателя у нас, говорит о необходимости корректирования этой практики", - подчеркнул ректор.

Государство, по мнению собеседника агентства, должно уделять больше внимания гуманитарному образованию. Однако речь может идти только о качественном образовании и исключении имеющей место профанации образования, которая дискредитирует высшее образование в целом. "В этом смысле государство абсолютно право, говоря о распределении существенно ограниченного ресурса - бюджета - на основе неких показателей качества. Что же может быть измеряемым показателем качества в высшем образовании? В международной практике в качестве оценки уровня университетских образовательных программ используются измеряемые наукометрические показатели профессорско-преподавательского состава: количество публикаций в реферируемых журналах, импакт-факторы этих журналов, индексы цитирования и т.д. У нас сейчас появился РИНЦ (Российский индекс научного цитирования, - прим. ИА REGNUM), который снимает часто справедливые упреки в том, что отечественные филологи редко печатаются в англоязычных научных изданиях. С этой точки зрения намерение Министерства образования и науки дополнительно поддерживать тех, кто имеет высокие показатели в этой области и, наоборот, предпринимать какие-то меры к тем, кто, называя себя университетами или учеными, не ведут никакой признаваемой и индексируемой коллегами научной деятельности, мне представляется единственно возможным способом поощрения качественного образования и борьбы с халтурой. Отдельные шаги могут вызывать вопросы и критику, но в целом направление мне представляется абсолютно правильным", - заключил Андрей Белоцерковский.

Напомним, члены ученого совета филологического факультета МГУ выступили с заявлением против политики "разгрома российского гуманитарного образования", которую, по их мнению, проводит Минобрнауки. В утвержденной правительством программе развития образования до 2020 года единственный качественный показатель оценки уровня образования базируется на результатах ЕГЭ и рассчитывается как "отношение среднего балла ЕГЭ (в расчете на 1 предмет) в 10% школ с лучшими результатами ЕГЭ к среднему баллу ЕГЭ (в расчете на 1 предмет) в 10% школ с худшими результатами ЕГЭ". Русская классическая литература уже не выполняет роль культурного регулятора образовательного процесса, уровень ее преподавания резко упал, учащихся больше не стремятся учить мыслить самостоятельно и излагать свои мысли, создаются условия для деградации учительского корпуса, считают критики реформ Минобрнауки. "Естественно предположить, что цель такого среднего образования - создание потребителя, "управляемой массы", - отмечают они, добавляя, что филологическое образование сворачивается и в вузах как "ненужное". Также за образовательной политикой преподаватели филфака видят "стремление власти снять с себя возможно большую часть обязательств по финансированию образования, а в перспективе сделать его частично или полностью платным".

По мнению членов ученого совета, власти реализуют свою политику, создавая "подконтрольные и хорошо финансируемые вузы", которые должны были выдвинуть программу образовательных реформ. Авторы обращения отмечают, что "эту роль в основном сыграла ВШЭ". Также они упоминают объявление "неэффективными" с точки зрения Минобрнауки ряда гуманитарных вузов, в числе которых РГГУ и Литинститут. По мнению филологов, эти вузы признали "неэффективными" по "анекдотически неадекватным критериям", разработанным ВШЭ, и это тем не менее нанесло их репутации существенный урон. В обращении говорится, что вследствие образовательной политики уровень коррупции не снизился, а резко вырос, а ЕГЭ в нынешней форме позволяет поступать в вузы "откровенно неграмотным" абитуриентам.