"Вопреки официальным речам о воспитательной роли школы, в современном обществе вызревает социальный заказ на учителя, не оказывающего на учеников эмоционального воздействия", - считает Екатерина Полянская, выпускница филологического факультета МГУ, учитель, журналист из подмосковного Жуковского.

Комментируя для ИА REGNUM заявление Ученого совета филфака МГУ о катастрофе в образовании, Полянская подчеркнула в нем тезис о том, что "на порядок упал уровень преподавания русской литературы, уровень ее эмоционального, ценностного, культурно-психологического воздействия на учащихся".

"Три года назад мне, педагогу с двадцатилетним стажем, пришлось лично столкнуться с этим, - рассказала она. - Родители пятерых пятиклассников написали на меня заявление в прокуратуру, сопроводив его списком изучавшихся на уроке литературы произведений, якобы вредных для детской психики. Там оказались стихотворение А.Пушкина "Бесы" ("Мчатся тучи, вьются тучи"), поэма "Руслан и Людмила", греческие мифы, легенда о граде Китеже и ряд других материалов из школьной программы. Начальник следственного отдела более чем на полном серьезе пытался внушить мне, что в программе не может быть стихотворения Пушкина с таким "сатанинским" названием, а также произведения про "мертвую голову" ("Руслан и Людмила")".

"Что это - маразм в отдельно взятом городе или проявление современных тенденций в образовании и в обществе в целом? Последнее, к сожалению, вероятнее, - полагает эксперт. - В дальнейшем, уже работая в городской газете, я знакомилась с обвинениями в адрес заслуженного учителя, где лейтмотивом опять-таки было "оказание психологического воздействия на учеников".

Сопредседатель профсоюза "Учитель" Андрей Демидов, анализируя принятый в первом чтении "Закон об образовании", обратил внимание на опасную расплывчатость статьи, "грозящей учителю увольнением за пропаганду политических, религиозных и иных убеждений". "Если примут закон с такой формулировкой, то очень легко будет любого историка и литератора обвинить в нарушении закона", - заявил он, отдавая предпочтение разумной формулировке о запрещении "любых форм агитации за политические организации и создание таких организаций".

"Стоит ли удивляться, что для системы все чаще оказывается предпочтительным безликий учитель? - отметила Полянская. - Постепенно складывается ситуация, при которой школа дает ученику аттестат, а за знаниями негласно посылает его к репетиторам. Правда, и от репетиторов чаще требуется суррогат, необходимый для сдачи ГИА и ЕГЭ".

"Проблема эмоционально-ценностной наполненности образования глубже, чем сложности с его финансовым обеспечением, - считает эксперт. - Как раз она никак не может быть решена с помощью митингов. Заявление Ученого совета филфака МГУ - повод лишь в какой-то мере привлечь к ней внимание общества".

Ранее ИА REGNUM сообщало, что Ученый совет филфака МГУ заявил о "неприятии политики разгрома российского гуманитарного образования", которую проводит Минобразования, и призывает к широкой общественной дискуссии о деятельности этого ведомства. По мнению ученых, власти создают поколение, не способное думать. "Естественно предположить, что цель такого среднего образования - создание потребителя", - говорится в документе.

Один из экспертов, комментируя его, заявил: "Есть ощущение, что недовольство в государственных вузах, где ставка ассистента составляет немного больше 7 тыс. рублей, а доцента (кандидата наук) - едва переваливает через 14 тыс., может вылиться в масштабные протестные акции".

Онлайн-опрос, проведенный ИА REGNUM, показал, что гуманитарное образование в России не просто переживает сложные времена, а находится на грани катастрофы. 85,3% опрошенных согласны с заявлением филологов МГУ.