Более 12,3 тыс. подписей уже собрано в Интернете под текстом обращения к федеральным властям с просьбой о сохранении атомного ледокола "Арктика" в качестве корабля-памятника в Санкт-Петербурге и присвоения ему статуса культурного наследия Российской Федерации. Об этом сегодня, 9 января, корреспонденту ИА REGNUM сообщили активисты некоммерческой гражданской инициативы "За сохранение "Арктики"".

"Мы построили не просто новый ледокол. Атомоход "Арктика" - это воплощенная в металле Идея. Корабль-символ страны дерзких замыслов и великих свершений, соединение труда академика и слесаря. Сплав мастерства и опыта, свершивший революцию", - говорится в обращении.

Активисты уверены, что стоит оставить историю, "которую можно увидеть и до которой можно дотронуться" - "стальное рыжее чудо весом в 23 тыс. тонн".

Поводом к сбору подписей стало заявление генерального директора ФГУП "Росатомфлот" государственной корпорации "Росатом" Вячеслава Рукши о том, что проект утилизации выведенных из эксплуатации атомных ледоколов "Сибирь" и "Арктика" будет включен в новую федеральную целевую программу по ядерной и радиационной безопасности. Утилизировать их будут не ранее 2015-2016 годов.

"Нельзя повторять ошибку с сожженным "Ермаком" адмирала Макарова. Нельзя уничтожать свои великие достижения и быть варварами, пляшущими на граблях. Корабль, свершивший революцию в мореплавании, достоин возвращения в город на Неве, где был рождён", - убеждены активисты.

Сбор подписей начался с августа 2012 года и продлится до августа 2013 года.

Напомним, что атомный ледокол "Арктика" является головным кораблем серии проекта 10520, который стал вторым проектом атомного ледокола. Первым стал советский атомоход "Ленин". Ледокол "Арктика" был заложен 3 июля 1971 года на Балтийском заводе в Ленинграде. Спуск на воду произведен 26 декабря 1972 года. Окончание ходовых испытаний - 17 декабря 1974 года. Приём в эксплуатацию и подъём государственного флага на ледоколе - 25 апреля 1975 года. Из эксплуатации ледокол выведен в августе 2008 года. "Арктика" стал первым ледоколом, дошедшим до точки Северного полюса. Решение о походе на полюс было принято 13 июля 1977 года, министр морского флота СССР Тимофей Гуженко стал руководителем этого рейса. 17 августа 1977 года в 4 часа утра атомный ледокол впервые в мире достиг в активном плавании Северного полюса. "Арктика" провела на вершине мира 15 часов. В результате экспедиции была практически доказана возможность осуществления круглогодичной навигации по кратчайшим маршрутам Северного Ледовитого океана, а также возможность транзитного прохождения Северного морского пути.

Напомним также, что 31 июля 2012 года исключен из Регистровой книги судов и готовится к утилизации атомный ледокол "Арктика".