Торжественное открытие мемориала "Дорога на крови" состоялось в поселке городского типа Каменка Воронежской области 16 января, сообщили корреспонденту ИА REGNUM в службе корпоративных коммуникаций ЮВЖД.

Комплекс посвящен памяти о погибших при строительстве железнодорожной ветки Евдаково-Острогожск Юго-Восточной железной дороги. Открытие приурочено к 70-летию Острогожско-Россошанской операции и ко Дню освобождения Каменки, который отмечается 17 января. Инициаторами строительства мемориала стала администрация Каменки, содействие в его создании оказало ЮВЖД. Железнодорожники нашли фрагмент рельсошпальной решётки, вагонетку и колёсную пару тех лет, входящие в композицию мемориального комплекса. Сам мемориал представляет собой стелу с арчатым сводом с бронзовым колоколом, в трёх нишах кирпичной стены установлены мемориальные доски. На центральной доске помещена карта "Берлинки" с расположением концентрационных лагерей, слева на фрагменте железнодорожного пути установлена вагонетка. Автором проекта стал почётный гражданин пгт Каменка архитектор Владимир Климов.

Летом 1942 года немецко-фашистские войска оккупировали правобережье Дона на территории Лискинского, Каменского и Острогожского районов. Взять узловую станцию Лиски не удавалось, и это лишало немцев возможности переброски военной техники и живой силы в район ожесточённых боёв под Сталинградом и на Кавказ. В связи с этим руководством вермахта было решено приступить к немедленному строительству железнодорожной ветки Каменка - Острогожск протяжённостью 36 километров, соединяющей западное и южное направления в обход Лисок. У жителей прилегающих районов эта дорога получила название "Дорога на крови" или "Берлин-Ростов" ("Берлинка").

Дорога строилась преимущественно советскими военнопленными и мирными жителями - только на временно оккупированной территории Воронежской области фашисты создали более 40 концентрационных лагерей и мест содержания советских военнопленных и мирных граждан, в них были согнаны более 100 тыс. человек. Жертвами на строительстве "дороги на крови" стали тысячи советских граждан - у железнодорожного полотна "Берлинки" только по предварительным данным захоронены более 10 тысяч погибших. Строительство и эксплуатацию "дороги на крови" прервала Острогожско-Россошанская операция, которую в январе 1943 года начали советские войска.