В Музее Анны Ахматовой в Фонтанном доме в Санкт-Петербурге в 2014 году отмечают двойной юбилей - 125 лет со дня рождения поэта и четверть века экспозиции. Только что в мемориальной квартире Пуниных, где тридцать лет прожила Ахматова, куда "пришла" впервые "Поэма без героя", закончился ремонт и появились новации. Об этом сегодня, 25 февраля, сообщает корреспондент ИА REGNUM.

В коммунальном коридоре теперь можно увидеть "выгородку" - здесь была "комната" Левы Гумилева, которому фактически негде было приткнуться. Вспоминается цитата из "Записок об Анне Ахматовой" Лидии Чуковской, когда она услышала, как за общим столом Николай Николаевич Пунин громко при мальчике сказал: "Масло только для Иры".

В комнатах появилась подсветка, чтобы акцентировать внимание посетителей на том или ином музейном предмете. Но главное, что появилось в мемориальной экспозиции - "звуковое наследие". В музее каждая комната несет в себе не только бытовую функцию - здесь столовая, тут кабинет, здесь кухня и т.д., но и дает представление об определенном временном отрезке жизни этой квартиры, этих разных людей - ее жильцов.

Как напоминает директор музея Нина Попова, кабинет Пунина - это двадцатые годы минувшего века, столовая, где когда-то собирались за общим столом под мягким светом абажура, - тридцатые (до страшного тридцать седьмого, сломавшего столько судеб, в том числе и тех, кто за этим столом сидел), комната Ахматовой - со старым креслом, с зеркалом, в котором "тишина Тишину сторожит" - это сороковые, когда появились первые строфы "Поэмы без героя", это война и последующие трудные годы.

Именно так можно передать ощущение четырех десятилетий жизни квартиры, ее обитателей и гостей, истории города и страны. Чтобы это ощущение стало более глубоким, музейщики и решили включить в экспозицию звуки дома, музыку, голоса. Причем посетитель сам выбирает, слушать ли ему "звуковое наследие" или ограничиться только экскурсией.

В кабинете Пунина можно услышать отдаленный бой часов - больших, напольных, их нет в кабинете, но такие часы были дома у Пунина и у Ахматовой в детстве и юности. В столовой можно услышать тоже дальним фоном, как играет патефон - тот самый звук пластинок тридцатых годов. Лидия Чуковская вспоминала, как она приходила к Ахматовой, а за стенкой Николай Пунин заводил патефон, они с Анной Андреевной к тому времени уже расстались.

Здесь в столовой можно присесть за тот самый стол под абажуром, перелистать альбом с фотографиями, услышать голос самой Ахматовой - она читает стихи, здесь же можно вслушаться и в другие голоса - младших современников поэта.

Несколько лет музей осуществлял проект, который также назван ахматовской строкой - "Голос ваш". Это встречи и беседы с пожилыми людьми. "Они стали вспоминать свою жизнь, мы эти воспоминания на четыре потока разделили - коммунальная квартира - как это было, празднование Нового года - ведь здесь в столовой Пунина в последний раз отмечали Рождество в 1937 году, потом - начало войны и послевоенные годы. Эти свидетельства, короткие рассказы очень важны - они погружают в общий фон эпохи", - отмечает Нина Попова.

В комнате Ахматовой можно услышать разные звуки - где-то фоном радио сообщает о выявленных врагах народа, звонит звонок, ухают дальние разрывы. И еще - звук "Чаконы" Баха. Именно ее передавали по радио в тот вечер, когда в гости к Ахматовой, сюда, в Фонтанный дом, пришел Исайя Берлин. Потом она не раз возвращалась к этому в стихах.

В "Поэме без героя":

Полно мне леденеть от страха,

Лучше кликну Чакону Баха.

А за ней войдет человек...

Он не станет мне милым мужем,

Но мы с ним такое заслужим,

Что смутится Двадцатый Век.

Также в музее идет работа над экспозицией Белого зала - не мемориального, а литературного. В будущем предполагается, что на семи огромных экранах - ровно таково число "Северных элегий" Ахматовой - ключевых в ее творчестве, - можно будет читать стихи, погружаться в мир поэта, размышлять, что такое поэт в России.