В Институте философии Российской Академии наук состоялся международный научный симпозиум "Личность. Творчество. Россия. Философское наследие Н.А.Бердяева", приуроченный к 140-й годовщине со дня рождения выдающегося русского философа, сообщает корреспондент ИА REGNUM.

Как отметил в ходе церемонии открытия симпозиума директор ИФ РАН академик Абдусалам Гусейнов, сегодня интерес к философскому наследию Николая Бердяева в России имеет не только историческую подоплеку, но и важное актуальное измерение. Судьба русской философии в ХХ веке оказалась достаточно трагичной, с учетом того что она расцвела в начале столетия, но позже - особенно это касается религиозной философии - оказалась в вынужденной эмиграции. Во второй половине 80-х годов она стала возвращаться в Россию, и здесь возник вопрос - как возможно соединить два конца ХХ века: религиозную философию Серебряного века и научно ориентированную философию 60-х - 80-х годов? Фигура Бердяева имеет в этом смысле особое значение, подчеркнул Гусейнов.

"Бердяев как философ публицистичен, в том смысле, что судьба России, ее духовные основы, были собственным предметом в размышлениях философа, - отметил директор ИФ РАН. - Он ввел эту проблематику в философию в качестве предмета. Среди более чем 40 его произведений около половины посвящено этим темам и сюжетам. Он один из тех русских философов, который был глубоко интегрирован в западную интеллектуальную жизнь, но оставался подлинно национальным русским философом. И, возможно именно из-за этого, из-за того, что он размышлял о России, о ее роли в истории и культуре, он получил такое признание на Западе".

Еще одна особенность Бердяева заключается в том, что в его творчестве соединены очень противоречивые идеи, добавил Гусейнов. Идея свободы, свободы личности и творчества - это основная, сквозная идея философа, и в то же время в его работах широко представлены и консервативные идеи. В числе его любимых авторов - Иммануил Кант, Карл Маркс и Фридрих Ницше, но также и видный идеолог консерватизма Жозеф де Местр. Даже от социалистической идеи Бердяев не отказывался до конца, хотя и резко не принимал ее в большевистском варианте. "Это объединяющая фигура русской философии ХХ века. Эклектичность его творчества выступает в позитивном аспекте", - подчеркнул Гусейнов. Он также добавил, что сегодня, когда мы говорим об объединяющем начале в творчестве Бердяева, стоит отметить, что он родился и учился в Киеве, там же и начинал свою общественную деятельность, прежде чем продолжить ее в Москве и Петербурге.

В симпозиуме приняли участие специалисты, философы, представляющие Институт философии РАН, МГУ им. Ломоносова, РГГУ, ИНИОН РАН, НИУ-ВШЭ, Общество русской философии (Киев) и другие научные и образовательные организации. Участники представили доклады, посвященные философии духа Бердяева, его онтологическим и антропологическим теориям, размышлениям философа о свободе и культуре в творчестве, исторической судьбе России и другим темам.