Бессонная ночь для тысяч горожан - традиционная "Ночь музеев" прошла в Санкт-Петербурге без капли дождя и при неожиданно летней погоде, да еще с круглосуточно работающим метро, что позволило значительно увеличить число посетителей более чем 96 музеев, библиотек, галерей - участников этой акции. Как сообщает сегодня, 18 мая, корреспондент ИА REGNUM, очередь в ряд музеев в пиковое время - от 23 часов вечера до начала второго ночи составляла более тысячи человек, только Музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме принял не менее 4, 5 тысяч человек. Если в минувшем году по данным Смольного, "Ночь музеев" приняла более 100 тысяч посетителей, то на сей раз, вероятно, цифра будет выше.

Сбор подписей за то, чтобы музей обороны и блокады Ленинграда вернул свои площади в Соляном городке

Более двух десятков учреждений культуры участвовало в акции впервые - великолепный Строгановский дворец Государственного Русского музея, театр-фестиваль "Балтийский дом", показавший тайну театральной машинерии. В Большую Хоральную синагогу, которая открыла свои двери лишь в два часа ночи, очередь стояла в самые глухие ночные часы. Посетители акции "Ночь музеев" - в основном, люди совсем молодые, для многих из них акция становится временем настоящих открытий.

Петербург часто называют архитектурным музеем под открытым небом - здесь самый большой в Европе исторический центр, являющийся объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО. Впервые в "Ночи музеев" работала архитектурная площадка, где горожане могли пообщаться с современными архитекторами и поговорить о судьбах исторического центра и новых районов - в комплексе "Александрия", построенном в центре города по проекту знаменитого испанского архитектора Рикардо Бофилла был развернут проект "Архитектурная ось времени", фотовыставка "Заброшенный Петербург", которую комментировал историк Лев Лурье, дискуссионная площадка с архитекторами. Академик Международной академии архитектуры, известный архитектор Петербурга Михаил Мамошин считает, что появление такой дискуссионной площадки, когда судьбу города -музея и его новых территорий архитекторы обсуждают не только с девелоперами, властями и градозащитой, а с петербуржцами - участниками акции "Ночь музеев" - еще один шаг в общественном диалоге. "Мы мало говорим с интеллигентными людьми, с молодыми горожанами, такой диалог важен", - считает Мамошин.

Впервые участвовал в "Ночи музеев" и Музей обороны и блокады Ленинграда в Соляном переулке. Здесь тоже был аншлаг, причем, если обычно посетители музея - это школьники с обязательными экскурсиями "к датам" и ветераны, для которых музей-дом родной, так как связывает их с прошлым, то на сей раз в тесных помещениях и перед входом в музей, где работали реконструкторы и демонстрировалась техника военных лет, толпилась молодежь. "В следующий раз будем работать до утра, - сказал директор музея обороны и блокады Ленинграда Сергей Курносов. - Сейчас начало одиннадцатого вечера а посетителей все пребывает". Музей в Соляном переулке работал лишь до 23.00. Для многих молодых людей откровением оказались не только эпизоды жизни блокадного города, но и сама история созданного в 1944 году и репрессированного в 1949-м в рамках "Ленинградского дела", музея, возрожденного лишь 25 лет назад, но сохранившего только 1/37 часть прежних площадей. Они активно оставляли подписи под обращением к городским властям о том, что музею необходимо расширяться именно здесь - в Соляном городке, на своей исторической территории.

От Соляного городка до Музея политической истории России недалеко - надо лишь перейти через Троицкий мост. В Музее политической истории России придумали интерактивную зону в атриуме, назвав ее "Красный угол". Когда-то в России в красный угол в доме вешали образа, потом - портреты вождей. Музейщики поместили туда Конституцию России. А на столе рядом были выложены слова "Свобода" и "Право", каждый желающий мог выложить те слова, которые, по задумке организаторов, обозначали бы объединяющие признаки демократического общества, сформулировать своего рода национальную идею. "Если на сегодняшний день нашему обществу удалось бы реализовать то, что заложено в Конституции, то мы были бы близки к тому идеальному обществу, о котором мечтаем", - считает директор Музея политической истории России Евгений Артемов. А еще было предложено подумать над "политической спектрографией" - ведь ныне слово "желтый" сразу же ассоциируется со словом "пресса", " грязный" - с политтехнологиями, "оранжевый" - с революцией и т.д. По экспозициям музея "Советская эпоха: между утопией и реальностью", "Человек и власть в России в XIX-XXI столетиях" были проложены в эту ночь маршруты стихами Блока, Пастернака, Цветаевой, Окуджавы, Бродского и других поэтов. "Если будет у нас единый учебник истории, то музей, подобный нашему, станет последним островком, где человек сможет на основе объективных фактов сделать свои выводы о том, как развивалась история России, получать представление о широком спектре общественных мнений того или иного периода, а не заучивать готовый однозначный ответ", - считает Артемов.

На тихой улочке Петроградской стороны в самое глухое ночное время - около двух часов ночи полна была посетителями Библиотека для слепых и слабовидящих людей. Посетителями были зрячие очень молодые горожане, которые с помощью тоже молодых незрячих консультантов с увлечением осваивали азбуку Брайля, осмысляли, как незрячий человек способен ориентироваться в пространстве и "видеть" искусство. Четвертый раз библиотека участвует в "Ночи музеев" и - каждый раз полный аншлаг. Сабина - выпускница Педагогического университета, она окончательно потеряла зрение на пятом курсе, человек в жизни вполне состоявшийся. Пока Сабина находится в декрете с малышом (сыну полтора года и он абсолютно зрячий) - консультирует в библиотеке на Стрельнинской, по городу ездит самостоятельно. Сабина помогала в "Ночь музеев" освоить посетителям азы брайлевского шрифта: "Думаю, что именно такие акции дают возможность людям лучше понять друг друга".

Петербургская филармония - то пространство, которое для многих является сакральным. Но для многих именно "Ночь музеев" впервые открывает его. В прошлом году Филармония первый раз участвовала в акции и собрала рекордное количество посетителей - 10 тысяч человек. И ныне даже в четыре утра зал был полон. И снова для многих молодых это стало первым приобщением.

Уже рассвело, но в Музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме и в половину шестого утра - в последние минуты "Ночи музеев" стояла очередь.