Знаменитая Ирбитская ярмарка — современное воплощение традиций царской России — стартует в Свердловской области сегодня, 22 августа. По замыслу ее организаторов, это событие должно с каждым годом привлекать все больше внутренних туристов, которые интересуются историей страны и предпочитают родные просторы заграничным. Об ожиданиях от новой ярмарки и о туристическом потенциале региона в целом ИА REGNUM рассказал директор Департамента малого и среднего предпринимательства и туризма Министерства экономики Свердловской области Александр Породнов.

ИА REGNUM: Возобновленная Ирбитская ярмарка существует уже порядка 12 лет. В чем особенности этого года?

ПОРОДНОВ А.В.: В последние три года наблюдается стойкая тенденция к увеличению количества участников — и ремесленников, и зрителей — и к расширению их географии. От экспонентов в 2014 году подано около 500 заявок, а зрителей ожидается порядка 25 тысяч — против 20 тысяч по итогам прошлого года. Пока трудно говорить о том, из каких именно регионов приедут участники — аналитика возможна только после окончания ярмарки. Гостей из-за рубежа пока не будет, но велика вероятность, что ярмарка разовьется настолько, что, в конце концов, будет привлекать и иностранцев.

ИА REGNUM: Что для этого нужно сделать?

ПОРОДНОВ А.В.: Совершенствовать ярмарку, формировать на ее базе уникальную туристическую традицию. В принципе, она уже уникальна — достаточно взглянуть хотя бы на список мероприятий, которые запланированы с 22 по 24 августа: фестиваль ландшафтных театров, мотоциклетный рыцарский турнир, исторический квест по Ирбиту… И это далеко не весь перечень.

ИА REGNUM: Из регионального бюджета предусмотрены отчисления?

ПОРОДНОВ А.В.: В нынешнем году по программе поддержки событийного туризма из бюджета Свердловской области субсидии получили 7 мероприятий, в том числе и Ирбитская ярмарка — на ее развитие было выделено порядка 500 тысяч рублей. Муниципалитеты, обладающие туристическим потенциалом, проходят строгий отбор, где главный критерий — востребованность.

ИА REGNUM: Ирбитская ярмарка — это мероприятие, имеющее исторические корни, отсылающее к традиционной культуре Урала и России вообще. Насколько, по Вашему мнению, такие события востребованы на сегодняшний день?

ПОРОДНОВ А.В.: Ирбитская ярмарка была в царской России самой популярной в стране, на ней сходились все торговые пути, и забывать об этом русскому человеку просто стыдно. То, что на данном этапе вектор туристического интереса смещается внутрь государства — тоже очевидно. В советское время страна была гораздо более закрыта, у людей было меньше возможности побывать за границей, но за последние 20 с небольшим лет большинству удалось не просто это наверстать, но даже пресытиться, поэтому на сегодняшний день мы можем наблюдать повышенный интерес к объектам внутреннего туризма. Кроме того, в связи с политической обстановкой, в России наблюдается всплеск патриотизма, и на этом фоне прирост туристического потока на внутренние объекты индустрии — вполне естественное явление. Ярмарки — один из способов замечательно отдохнуть, не выезжая из страны, не мучаясь с бюрократическими предписаниями, не тратя огромного количества времени и денег. Кроме того, для мастеров, которые до сих пор существуют на Урале в огромном количестве и изготавливают уникальную продукцию, это прекрасный способ продемонстрировать свои способности и выгодно продать плоды труда.

ИА REGNUM: Есть ли у Ирбитской ярмарки аналоги в России и мире?

ПОРОДНОВ А.В.: Конечно, есть, ярмарки повсюду периодически происходят, даже в совсем маленьких населенных пунктах — конкуренция возрастает, но мы пока не толкаемся локтями. Повторюсь, что Ирбитская ярмарка — это все-таки уникальное явление, она была ключевой в царской России.

ИА REGNUM: Какие еще явления в Свердловской области можно назвать уникальными и «туристоемкими»?

ПОРОДНОВ А.В.: У нас масса местных феноменов, которые достойны внимания, но о которых многие даже не подозревают. В этом году в регионе стартовал инвестиционный проект «Самоцветное кольцо Урала» — по нему в качестве первопроходцев проехали местные байкеры и рок-музыканты, а по итогам группа уральских талантов под предводительством лидера группы «Чайф» Владимира Шахрина сняли фильм «Байки земли уральской». Сами создатели картины были поражены и даже в хорошем смысле шокированы тем, что им довелось увидеть и узнать, и, полагаю, что не меньшее удивление ожидает зрителей. Урал хранит множество тайн и огромное количество информации.

ИА REGNUM: Можно ли во всем этом массиве выделить конкретные направления туристического развития?

ПОРОДНОВ А.В.: В первую очередь, стоит обратить внимание на промышленный туризм — у нас масса предприятий, которые готовы провести познавательные экскурсии по своим производствам. Уникальное направление для Урала — минералогический туризм: об уральских самоцветах, Малышевском руднике и Мурзинке знают даже те, кто очень от всего этого далек. Палеонтологическое направление весьма интересно представлено Красноуфимском: экспонаты в местном музее вполне могут составить конкуренцию на мировом уровне. Город является родиной Helicoprion bessonowi — древней акулы, которая жила в пермском периоде Палеозоя и чьи окаменелые останки до сих пор можно найти на местных карьерах. Прямо в эти дни Красноуфимск принимает на своем научном коллоквиуме весь свет палеонтологической науки, а вот как развить это в туристическое направление — надо еще подумать. Отдельный интерес для туристов, конечно же, представляют сказы Бажова, которые имеют непосредственную привязку к территориям — здесь нужно более активно работать с Полевским и Сысертью.

ИА REGNUM: Какие препятствия для этого существуют?

ПОРОДНОВ А.В.: В первую очередь, отсутствие должной инфраструктуры: люди бы и рады приехать, но, предположим, нет хорошей дороги или негде перекусить. Предприниматели готовы построить кафе, но нет площадки со всеми необходимыми коммуникациями… И так далее, проблемы выстраиваются в цепочку. Исправить все — небыстрый процесс, но Свердловская область оказывает серьезные финансовые меры поддержки. Инфраструктурный вопрос пока остается основным, хотя в некоторых муниципалитетах есть и другие проблемы, например, нелюбовь к приезжим или вандализм. Но это частности.

ИА REGNUM: Какую роль в развитии туристической отрасли играют власти Свердловской области?

ПОРОДНОВ А.В.: Ключевую. Именно губернатор Евгений Куйвашев и является основным идейным вдохновителем и стимулятором развития. Он поддерживает все инициативы и лоббирует их на федеральном уровне — «Самоцветное кольцо Урала», например, лично презентовал премьер-министру Дмитрию Медведеву. Надо отметить, что региональные инвестиции в сферу туризма в 2013 году выросли в четыре раза по сравнению с 2012 годом, когда их объем составил 150 млн рублей. Кроме того, губернатор сделал поручение составить перечень из 10-12 туристических проектов региона, которые нужно профинансировать в первую очередь. Сейчас эта работа ведется.