Сегодня, 22 сентября, в Михайловском замке (филиал Государственного Русского музея) в Санкт-Петербурге состоялось торжественное открытие выставки, посвящённой творчеству известного русского живописца, рисовальщика, акварелиста, гравёра и литографа, академика Императорской Академии художеств Андрея Ефимовича Мартынова (1768-1826). На вернисаже представлено более ста произведений мастера — живописных и графических работ из собрания Русского музея, Эрмитажа, а также частной коллекции московского коллекционера и мецената Алексея Егорова. Об этом корреспонденту ИА REGNUM сообщили в музее.

Андрей Мартынов — один из крупнейших русских пейзажистов конца XVIII — первой трети XIX века, блестящий рисовальщик и гравёр. Его творчество находится на стыке классицизма и зарождавшегося тогда романтизма. В нём отчетливо проявились черты «переходного» отношения к природе — от почти объективизированного к более эмоциональному, свойственному художникам предромантического периода.

В творчестве художника определяющими стали две темы — путешествие к китайской границе и Петербург с его окрестностями. Хронологически они то пересекались, то сменяли друг друга, оставаясь для Мартынова константами. Изменение манеры, стилистики, новые технические возможности печатной графики — все это апробировалось и развивалось в рамках именно этих тем.

Несмотря на то, что с творчеством Андрея Ефимовича Мартынова связана целая эпоха в истории российской пейзажной живописи и литографии, ни одним музейным собранием ранее не была представлена достаточно полная коллекция его работ, которая могла бы отразить многогранность таланта художника. Дело в том, что большая часть его путевых рисунков до недавнего времени считалась утерянной. Благодаря совместным усилиям двух крупнейших художественных центров страны — Русского музея и Эрмитажа, — а также коллекционера и мецената Алексея Егорова, удалось составить уникальную экспозицию, которая позволяет проследить почти весь творческий путь художника.

«Благодаря неуёмной творческой энергии Андрея Ефимовича Мартынова был собран огромный натурный материал, который художник представил в своих работах. Однако долгие годы считалось, что большинство рисунков мастера пейзажа не сохранилось. Но история вновь доказала всем нам, что „рукописи не горят“. И сегодня мы рады познакомить публику с удивительным миром путевых образов Андрея Мартынова», — прокомментировал Алексей Егоров.

Так, на выставке впервые представлен неизвестный ранее альбом рисунков Андрея Мартынова «Монгольские типы», посвященный путешествию Российского посольства графа Ю.А.Головкина в Китай в 1805-1806 годы (входит в собрание А.Г.Егорова). Альбом, который состоит из семидесяти двух рисунков и акварелей, представляет собой своего рода авторский отбор путевых материалов. При этом название «Типы монгольских племен» на первом листе, отражая основное его содержание, отчасти условно. Так, например, в альбом включены акварели, изображающие русских, живущих в Сибири. Альбом отличает разнообразие жанров и техник — типажные и видовые зарисовки; жанровые сценки, исполненные акварелью, гуашью, иногда тушью.

Также в экспозицию включены работы из серии литографий «Виды Санкт-Петербурга и его окрестностей», изображения Москвы и других городов России. Мартынов одним из первых среди русских художников увлекается новым видом печатной графики — литографией, изобретенной в Германии в конце XVIII века. В отличие от других серий и альбомов, над которыми работал, как правило, не один художник, Мартынов литографировал сам по собственным оригиналам. Отсюда и художественная цельность его изданий. Литографии художника отличает особое понимание и передача петербургского пространства и атмосферы.

Соединение произведений из частной коллекции и музейных собраний Санкт-Петербурга позволяет составить целостное представление о творчестве замечательного русского живописца, акварелиста, и литографа Андрея Ефимовича Мартынова и значительно расширит круг почитателей его таланта.

Выставка организована при поддержке ОАО «Северсталь».