В исторической идеологии современной России оценка деятельности Ивана Грозного достаточно неоднозначна: с одной стороны, он считается великим правителем, который значительно расширил границы Московского царства (в том числе за счёт присоединения Казанского ханства), с другой стороны — кровавым тираном, устроившим массовый террор (опричнину) против собственного народа.

В то же время для татарских радикальных националистов (например, группы «Азатлык», «Алтын-Урда») и идеологов правящего режима Татарстана Иван Грозный — главный злодей в истории, который разрушил Казань в 1552 году, устроил геноцид татарского народа и, что особенно важно, лишил татар государственности. Именно Иван Грозный, с их точки зрения, виноват во всех дальнейших бедах татарского народа. Так, например, он косвенно виноват даже в голоде в Поволжье 1920-х годов.

Об этом мы можем прочитать в учебном пособии для 11-го класса «История татарского народа (XX — XXI вв.)», выпущенном в 2012 году. Авторы пишут: «В Татарской республике от голода пострадало около 2 млн человек (83% населения), из которых более 100 тысяч умерло. В большей степени страшное бедствие постигло татар… Татары пострадали от голода ещё и вследствие того, что традиционно они не занимались овощеводством. Со времен Ивана Грозного, согнавшего татар с берегов рек и озер, с наиболее плодородных земель, их селения находились вдали от водоёмов, а выращивание большинства овощных культур связано с обильным поливом. Многих русских спасала от голода квашеная капуста, которую в массовом порядке заготавливали во всех крестьянских семьях». (Утверждение о «татарах, традиционно не занимавшихся овощеводством», не выдерживает критики. Еще в начале XIX века первый историограф татарского народа Карл Фукс писал в своем труде «Казанские татары»: «В огородах у трудолюбивых татар насажено всего в изобилии: картофель, лук, свекла, морковь и капуста: все эти овощи они запасают на зиму» — прим. ИА REGNUM).

Если с отношением к деятельности Ивана Грозного со стороны татарских радикальных националистов и татарстанских идеологов всё предельно ясно, то возникает вопрос — как оценивают роль Ивана Грозного простые жители Татарстана, в том числе и татары. Ответы на этот вопрос мы получили в результате социологического исследования «Войны памяти» и «конвенции памяти» в постсоветском Татарстане: элитарные версии исторического прошлого и массовые представления", проведенного Центром культурных исследований постсоциализма Казанского (Приволжского) федерального университета. В рамках данного проекта (исследование проводилось с сентября 2013-го по июнь 2014 года), кроме анализа учебной и научно-популярной литературы, материалов СМИ, интервью с экспертами и простыми жителями Татарстана, был также проведен анкетный опрос 1000 жителей Казани. Вот некоторые результаты.

Отвечая на вопрос «Кто из выдающихся личностей, по вашему мнению, сыграл наиболее значимую роль в истории нашей страны?» (нужно было выбрать один вариант ответа), Ивана Грозного выбрали 6,6% казанцев и 6,9% казанцев-татар. В то же время, оценивая роль Ивана Грозного в истории России, 43,9% казанцев и 42,8% казанцев-татар считают, что он сыграл положительную роль, 18,5% казанцев и 19,6% казанцев-татар считают, что он сыграл отрицательную роль, и только 1,2% казанцев сказали, что не знают такую личность.

Отвечая на вопрос, «Кто из выдающихся личностей, по вашему мнению, сыграл наиболее значимую роль в истории Татарстана?», 10,5% казанцев и 10% татар выбрали Ивана Грозного. Отвечая на вопрос о роли Ивана Грозного в истории Татарстана, 36% казанцев и 34,2% казанцев-татар оценили его роль положительно, а 27,2% казанцев и 30,6% казанцев-татар считают его роль отрицательной.

Таким образом, мы видим, что, несмотря на все усилия татарской интеллектуальной элиты по созданию образа исторического злодея, многие простые жители Казани, в том числе и татары, положительно оценивают деятельность Ивана Грозного не только в истории России, но и в истории Татарстана. Как это можно объяснить?

По результатам анализа интервью с простыми жителями Казани и данных анкетного опроса мы выделили четыре группы, каждая из которых по-разному смотрит на историю, в том числе и по-разному оценивает деятельность Ивана Грозного.

1) Татарские «этнонационалисты» (по нашим оценкам, это 8-12% татарского населения Казани или 4-6% населения Казани) смотрят на исторический процесс через призму истории татарского народа. Они оценивают деятельность Ивана Грозного только негативно. Главная вина Ивана Грозного — это взятие Казани в 1552 году и уничтожение татарской государственности. Взгляды этой группы населения очень схожи с взглядами татарских радикальных националистов и идеологов правящего режима в Татарстане.

2) Представители самой многочисленной группы «татарстанцы-россияне» (по нашим оценкам, 55-60% населения Казани, включая татар и русских) одновременно считают и историю Татарстана (или татарского народа), и историю России «нашей историей». При этом они больше склоны рассматривать историю России как историю народов России. Поэтому представители этой группы могут давать деятельности Ивана Грозного как положительные, так и отрицательные оценки. Один и тот же «татарстанец-россиянин», например, может оценить роль Ивана Грозного в истории России как положительную, а в истории Татарстана как отрицательную, и наоборот.

3) Следующая группа «россияне» (по нашим оценкам, 25-30% казанцев, включая русских и татар) смотрит на историю только через призму истории российского государства. Они также могут оценить Ивана Грозного как положительно, так и негативно, но, скорее всего, отрицательные оценки Иван Грозный получит за опричнину, а положительные оценки за присоединение новых территорий, в том числе и Казанского ханства.

4) Наконец, группа русских «этнонационалистов» (4-7% русского населения Казани или 2-3,5% населения Казани) рассматривает историю России как историю русского народа. Иван Грозный этой группой оценивается только положительно.

Таким образом, мы видим что, только 4-6% населения Казани разделяют односторонние представления об Иване Грозном как главном историческом враге татарского народа, и это является ярким свидетельством неэффективности исторической политики как татарских радикальных националистов, так и некоторых историков-идеологов Казанского кремля.

Николай Карбаинов, научный сотрудник Центра культурных исследований постсоциализма ИСИМО КФУ