25 октября на Лермонтовской площади в Москве прошел митинг против коммерциализации образования, закрытия специализированных школ для детей с ограниченными возможностями здоровья и интеллектуально одаренных детей, слияния образовательных учреждений в общие комплексы и введения оплаты за группы продленного дня, сообщает корреспондент ИА REGNUM.

«Мы считаем действия Департамента образования Москвы и лично Исаака Калины — преступлением против московских детей, родителей и педагогов. Преступлением против всего общества», — заявили в агитационном обращении организаторы мероприятия.

По словам организатора митинга, руководителя Московского отделения «Гражданской инициативы за бесплатное образование и медицину» Светланы Островской, на данный момент в столице практически не осталось специализированных школ надомного обучения, а в ближайшем будущем закроются последние, в то время как программа инклюзивного обучения, предложенная в качестве альтернативы, на данный момент не работает. «Это никакая не инклюзия, детей-инвалидов туда загоняют насильственно, а качество образования страдает. И как может работать класс из 25 человек, если там будут 6 детей-инвалидов с разными диагнозами? Один с проблемами зрения, другой — слабослышащий, третий — с опорной формой ДЦП, четвертый — с девиантным поведением, пятый — аутист, а шестой — не говорящий. Класс работать не сможет, учителя не готовы. В таком классе положен тьютер, но института тьютерства в России нет. Никто не знает, кто это такие, выпусков ни в институтах, ни в колледжах не было. По правилам положен 1 тьютер на 6 человек, но нигде документально не закреплено, что эти шесть человек будут на одной параллели», — пояснила она.

По мнению Островской, единственная возможная альтернатива исчезающим школам для детей с проблемами здоровья — это заново созданные школы «здоровьесберегающих технологий», либо объединение коррекционных школ в единый комплекс, но не совместное обучение в рамках обычных образовательных учреждений. «Пусть это будет комплекс со сходными целями и социальными задачами и не будет выхолащивания социальных функций этих школ», — отметила она.

На данный момент в столице действуют 14 специализированных учебных заведений, однако большинство из них собираются закрыть, заявили участники митинга. В частности, ссылаясь на недостаток финансирования и малочисленность учащихся, забрать документы из школы предложили родителям ГБОУ специальной общеобразовательной школы №1 и ГОУ СОШ «Школы надомного обучения» №371. «Мы обращались с открытыми письмами в Департамент образования города Москвы, обращались к депутатам, к правозащитникам, в прокуратуру, но ничего не произошло. Они заявляют, что это делается с целью оптимизации, но совместное обучение с обычными детьми невозможно», — рассказали родители учеников. «Нас просто хотят разогнать. Никаких официальных бумаг и постановлений не было, просто приехали чиновники, сократили всю дирекцию школы. Прислали нового директора, некоего конкурсного управляющего, которая сообщила всем, чтобы мы забирали документы», — жалуются представители инициативной группы по сохранению ГБОУ №1. Это единственная сохранившаяся в столице специализированная школа для детей с девиантным поведением, остальные 9 уже закрыты, однако и из этого учебного заведения уже уволены порядка трети учителей, а оставшиеся педагоги «поставлены в условия, при которых им придется уйти», рассказали родители.

Тяжелая ситуация сложилась и вокруг школ для одаренных детей «Интеллектуал» и «Курчатовская школа». Так, финансирование школ было сокращено, а сами учебные заведения планируется объединить в образовательные комплексы, что вызвало резкое недовольство родителей, заявляющих, что «школы просто пытаются уничтожить». «14 числа состоится первое судебное заседание по иску от родителей учеников „Интеллектуала“ к Департаменту образования», — отметил педагог школы и представитель Профсоюза «Учитель» Всеволод Луховицкий. По его словам, вопрос с финансированием и слиянием школы «мирным путем решить уже не получится».

«На данный момент у нас есть лишь 2 варианта действий. Во-первых — это обязательный народный контроль за образованием и в Москве, и по России в целом. При Департаменте образования Москвы есть Общественный совет, который влияет на политику Департамента и принятие решений. Однако он состоит из лиц, совершенно не связанных с образованием. Наше основное требование — полностью переформировать данный совет. В него должны войти люди, связанные с образованием. Это преподаватели, учителя и родители. Люди, которые будут влиять на политику Департамента в целом», — считает представитель Общественного движения «Московский совет» Ангелина Ельшина. В ходе своего выступления она отметила, что участники движения уже подготовили порядка 50 поправок в действующий закон «Об образовании», а также начали сбор подписей в поддержку данной инициативы.

В качестве вариантов решения проблем столичного образования предлагались и более радикальные меры. Так, с предложением уволить «в связи с утратой доверия» главу Департамента образования города Исаака Калину выступил член-корреспондент Российской академии образования Александр Абрамов. Хотя и отметил, что политика, проводимая Департаментом, не является самостоятельной. «Во многом текущая ситуация обусловлена тем, что Андрей Фурсенко (министр образования и науки Российской Федерации в 2004-2012., прим. ИА REGNUM) продолжает отвечать за эту политику, так как является помощником президента. Также Ярослав Кузьминов (ректор НИУ „Высшая школа экономики“, председатель Комиссии Общественной палаты Российской Федерации по развитию образования, прим. ИА REGNUM) — идеолог этой модернизации, он одновременно является великим общественником, который руководит комиссией в Общественной палате», — заявил ученый, предложив провести в Москве независимый конгресс работников образования, науки, культуры и здравоохранения и сформировать план совместных действий. По словам организаторов мероприятия, митинги в защиту образования пройдут и в ряде других городов. «Новый закон „Об образовании“ — это болезнь, ее нужно лечить на стадии первых симптомов», — резюмировали они.

Добавим, что по оценкам СМИ, участниками митинга в Москве стали от 300 до 500 человек.