К 2015 году все школы Подмосковья должны перейти к единому образовательному стандарту (ФГОС) нового поколения, сообщает сегодня, 20 ноября корреспондент ИА REGNUM.

На сегодня лишь 21% школ области ведут обучение по ФГОСу общего образования, однако, по словам зампреда подмосковного правительства Ольги Забраловой, с 1 сентября 2015 года планируется перевести все средние общеобразовательные учреждения к единым стандартам, пишет образовательный портал «Ломоносовский холдинг».

Как пояснили корреспонденту ИА REGNUM в секретариате зампреда, суть нового ФГОСа заключается в повышении качества образования и создании единого образовательного пространства: «Сейчас каждая школа и каждое муниципальное образование может осуществлять образовательный процесс по своим программам с учетом пожеланий родителей, состава и наклонностей учеников и по своим учебникам. Стандарт же нужен для того, чтобы в каждой школе основные направления исполнялись в обязательном порядке. Ученик начальной школы к 3-ему классу должен знать, уметь и делать вот это, а в 9-м классе — то-то и так далее. При дальнейшем поступлении ученика в вуз основные критерии для всей страны будут одинаковы».

Однако принятие единого стандарта образования может означать усреднение общего уровня знаний всех школьников области и страны в целом. Если раньше учитель имел возможность самостоятельно выбрать более «сильный» учебник из предложенных Министерством, то, по словам экспертов, теперь учебник будет один и одного уровня для всех учащихся, даже если класс способен освоить и более сложный материал. Такое мнение отчасти подтверждают и в пресс-службе Забраловой: «Новый ФГОС рассчитан на ученика среднего, который должен освоить общие критерии знаний».

Во сколько новые ФГОСы обойдутся Подмосковью, выяснить непросто. Как пишет портал «В Подмосковье», финансирование программы «Образование Подмосковья», в 2014-2018 годах составляет 538 миллиардов рублей. Однако сумма отведенная конкретно на переход к новым нормам не афишируется.

По мнению руководителя Центра методологии управления, экономики и нормативно -правового регулирования образования Федерального института развития образования Сергея Заир-Бека, именно этот аспект может стать ключевым минусом всей программы. «Серьезным недостатком нового стандарта, на мой взгляд, является слабая продуманность стоимости его введения, то есть расходов на новые учебники, пособия, лабораторное оборудование, разработку программ, а также на повышение квалификации и переподготовку учителей. Разработчики заявляют, что стоимость невысока и давление на бюджеты будет минимальным. Однако это лукавство. Какова реальная стоимость внедрения стандарта, никто не говорит, хотя, на самом деле, общественность должна знать заранее, сколько, в какие сроки и за что будет платить государство, а в конечном счете — мы, налогоплательщики», — заявил он сайту «Менеджер образования».

«Что касается минусов, то, на мой взгляд, очевиден пока один — требования к условиям реализации стандарта. Совершенно ясно, что государство, заключая „общественный договор“, должно в значительной мере изменить финансирование системы образования, причем этот процесс должен быть связан не только с увеличением оплаты труда учителя, но и с развитием материально-технической базы российской школы, поскольку новый стандарт может быть полностью реализован лишь в новой образовательной среде», — считает профессор кафедры экономической и социальной географии Московского педагогического госуниверситета Александр Лобджанидзе.