3 декабря 2014 года российские одиннадцатиклассники впервые напишут «выпускное сочинение», которое станет допуском к ЕГЭ в конце учебного года. Возвращение итогового сочинениея в школы состоялось благодаря указу президента России Владимира Путина, однако поможет ли данный экзамен повысить уровень грамотности школьников — большой вопрос. Родители московских школьников заявляют, что их дети готовятся списывать, сообщает корреспондент ИА REGNUM.

На собраниях, прошедших в ряде столичных школ, учителя открыто заявляли, что уроков русского языка и литературы мало и дети не готовы к экзамену. Родителям школьникам предложили «заготовить» тексты сочинений заранее, даже написать самим, чтобы дети успели их заучить, а затем просто воспроизвели на итоговой проверке. Примерные темы сочинений предложены заранее. Их всего 5: «Недаром помнит вся Россия», посвященная творчеству М. Ю. Лермонтова; «Вопросы, заданные человечеству войной»; «Человек и природа в отечественной и мировой литературе»; «Чем люди живы» и «Спор поколений: вместе и врозь». Показанный объем сочинения — не менее 350 слов.

Родителям предложение понравилось, и некоторые московские словесники уже получают «заказы» на написание сочинений, которые дети перепишут на экзамене. Наибольшей популярностью пользуются темы о войне и сочинения, посвященные творчеству Лермонтова. Родители-наниматели, с которыми удалось поговорить ИА REGNUM, заявляют, «что ничего плохого в такой „покупной“ работе нет», ведь «дети читают мало, а в школах учат плохо». Вопрос лишь в том, что такое «списывание» повышению уровня грамотности школьников не послужит.

«Такие случаи есть, но, надеюсь, что это останется исключением, а не правилом. Это пример очевидной педагогической неграмотности и нарушения должностных инструкций», — считает учитель русского языка, член Совета межрегионального профсоюза «Учитель» Всеволод Луховицкий. По словам педагога, итоговое сочинение необходимо было ввести не в обязательном порядке и сразу для всей страны, а провести «пилотный» эксперимент в нескольких регионах. И уже по итогам вынести решение о проведение массового экзамена. «На протяжении последних 25 лет у нас ни разу не было серьезного эксперимента с серьезным анализом. Не было такого, чтобы что-то объявляли экспериментом, потом проводили глубокий анализ, о результатах которого докладывали обществу, а уже потом принимали решение», — пояснил он.

Педагог подчеркнул, что в понижении уровня грамотности школьников виновато не малое количество уроков русского языка, а отсутствие востребованности грамотных людей в обществе. «Сейчас достаточно уроков русского языка и литературы. Но сейчас наличие грамотности не означает, что человек получит лучшую карьеру и займет лучшее место в обществе. Соответственно, зачем родителям думать о том, чтобы человек был грамотным. От этого и идет понижение уровня образования, а вовсе не от школы и количества уроков», — резюмировал Луховицкий.