14 вееров западноевропейской и русской работы середины XVIII — начала XX века пополнили коллекцию Государственного музея-заповедника «Царское Село» в Санкт-Петербурге. Как сегодня, 30 января, сообщили корреспонденту ИА REGNUM в пресс-службе ГМЗ, все приобретенные произведения веерного искусства — высокохудожественные образцы, ранее не представленные в царскосельском собрании.

Музей приобрел эти предметы на собственные средства у частных коллекционеров в Париже и Петербурге. «Для нас наиболее ценны семь предметов XVIII столетия. Среди них — веер с пергаментным экраном с изображением евангельской сцены, пластины из слоновой кости украшены ажурной резьбой, гравировкой и позолотой. Его выполнили голландские мастера около 1760 года», — рассказала хранитель музейной коллекции «Быт» Елена Калугина.

Два складных веера с остовами из слоновой кости, декорированными тончайшей сквозной и рельефной резьбой и цветными лаками в стиле шинуазри, изготовлены в Великобритании в 1750-1760-е годы. Бумажный экран одного из них украшен росписью гуашью с изображением античного сюжета «Жемчужина Клеопатры», на оборотной стороне — козлы, птицы и ветка сливы. На экране другого веера на лицевой стороне представлена Диана в окружении четырёх нимф, на оборотной стороне — цветочная роспись в китайском стиле.

Веер «Встреча в парке в сентябре» (Западная Европа, около 1760 года) имеет остов, украшенный искусной резьбой с изображением амуров на балюстраде среди корзинок с фруктами, а бумажный экран представляет галантную сцену на фоне пейзажа.

Особую ценность имеют три веера с китайскими мотивами западноевропейской работы 1760-1770-х годов, чрезвычайно популярные в России в связи с увлечением «китайщиной». Эти веера отличаются особой красочностью, сочетанием различных материалов. Их остовы выполнены из кости и дерева, декорированы ажурной и рельефной резьбой, цветной фольгой и золочением, пластинами перламутра и черепахи. Среди приобретённых предметов также веер, выполненный в мастерских Кантона около 1870 года, на котором представлено китайское общество на террасе.

На экранах некоторых вееров имеются подписи художников и даты изготовления, среди них веер (1879 года), расписанный Иваном Всеволожским — директором Императорских петербургских и московских театров, с карикатурным изображением великосветского костюмированного бала.

Веер, украшенный резной монограммой SH и рельефным гербом, отличает высокий уровень исполнения. Бумажный экран расписан в изысканной золотисто-перламутровой гамме с яркими цветовыми акцентами, на лицевой стороне — изображение театральной ложи, бала и общества на морском берегу, на веере сохранилась подпись художника Mond Morin и дата — 1872.

Редкий экземпляр — небольшой веер «Полишинель» (около 1830 года), состоящий из роговых пластин, украшенных кружевной ажурной резьбой и золочением. Он раскладывается на четыре картинки, написанные гуашью: «Полишинель, бегущий за Пьеро и Коломбиной», «Полишинель, шагающий по полю», «Полишинель на воздушном шаре», «Полишинель, падающий в воду».

Складной веер «Осень, или Сбор винограда» создан в Испании около 1900 года. Его остов собран из гладких костяных пластин, сплошь покрытых росписью гуашью с изображением на лицевой стороне репродукции одноименной картины Франсиско Гойи 1786 года из Музея Прадо в Мадриде.

Большинство вееров хорошо сохранилось. Они будут представлены на выставке «Возвращение веера» в Зубовском корпусе Екатерининского дворца.

Напомним, в царскосельском собрании вееров — более ста предметов. Среди них изделия западноевропейской, восточной и русской работы, произведения веерного искусства XVIII века из исторической коллекции, экспонаты XIX — первой половины XX века, собранные на протяжении последних лет, приобретенные в антикварных магазинах и у частных коллекционеров, а также подаренные музею.