"То, что такой закон принимается, это совершенно правильно и необходимо, - заявил председатель высшего совета общероссийской общественной экологической организации "Подорожник" Юрий Раптанов, комментируя принятие 20 января Государственной думой РФ в первом чтении законопроекта "Об обращении с радиоактивными отходами (РАО)". - Потому что законодательно закрепляется право работы с радиоактивными отходами (РАО), которая на сегодняшний день является весьма проблемной и очень часто становится объектом для критики со стороны всевозможных "зеленых" организаций и других стран. После принятия закона станет больше открытости в работе с населением, с общественными организациями и теми территориями - их муниципалитетами и региональными структурами, где находятся соответствующие объекты, связанные с РАО. Появится законодательно установленный правовой режим обращения с вновь образующимися и ранее накопленными РАО".

"С точки зрения экологической безопасности, этот закон тоже необходим. Ведь ее уровень повысится, так как ответственность будет иная - все-таки речь идет о федеральном законе, - отметил он. - Мне кажется, что в законе не хватает одного момента. Не совсем правильно возлагать расходы только на атомное ведомство и на предприятия, которые связаны либо с производством, либо с захоронением и транспортировкой РАО. Считаю, что государство должно выделить в бюджете определенную статью расходов, связанную с финансированием прикладных, фундаментальных и научных исследований и экспериментов, связанных с перспективой обращения с РАО. Закон подразумевает не только запрет дальнейшего накопления РАО без их захоронения, но и устанавливает четкие рамки обращения с РАО. Это не может не радовать. Считаю, что уровень безопасности для населения и природы повысится на порядок после принятия этого закона".

"Еще один плюс закона - разграничение между радиационно-опасными отходами (требующими последующего захоронения) и отработавшим ядерным топливом (которое не является РАО), - уверен Раптанов. - Этим еще раз подчеркивается, что отработавшее ядерное топливо не является отходами. Когда нас критикуют в этой плоскости, то критикующие зачастую не видят никакой разницы между этими совершенно разными понятиями. Из-за этого частенько проходят акции протеста, оснований для которых по сути дела нет, например, при транспортировке отработанного ядерного топлива (ОЯТ), которое почему-то приравнивают к РАО. А ведь должна идти речь о разном отношении с точки зрения безопасности - разных требованиях к транспортировке, хранению, охране ОЯТ и РАО. Благодаря закону подмены понятий и, следовательно, лишних поводов для беспокойства граждан, надеюсь, удастся избежать".

Напомним, как ранее сообщало ИА REGNUM Новости, задача рассматриваемого закона - внести в российское законодательство положения ратифицированной РФ в 2005 году "Объединенной конвенции о безопасности обращения с отработавшим ядерным топливом и о безопасности обращения с радиоактивными отходами". Принятие законопроекта не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет федерального бюджета и бюджетных фондов, кроме средств, предусмотренных на обращение с радиоактивными отходами федеральной целевой программой "Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2008 год и на период до 2015 года" и другими целевыми и иными программами, предусматривающими мероприятия по обращению с РАО, большая часть которых была накоплена с советских времен в рамках военного ядерного проекта.