Иркутский областной суд отказал Байкальскому целлюлозно-бумажному комбинату в удовлетворении трех апелляционных жалоб на решения суда Слюдянского района. Об этом корреспонденту ИА REGNUM сообщил Западно-Байкальский межрайонный природоохранный прокурор Алексей Калинин. Напомним, ранее по исковым заявлениям прокурора суд первой инстанции обязал акционерное общество очистить один из шламонакопителей от опасного химического вещества — зеленого щелока, а также восстановить жизнедеятельность активного ила на очистных сооружениях и прекратить демонтаж оборудования на опасных объектах комбината до получения необходимой разрешительной документации.

Нарушения экологического законодательства на БЦБК прокуратура выявила во время проверки в конце 2013 — начале 2014 года. В частности, надзорное ведомство установило, что предприятие в нарушение закона сбросило на одну из карт-шламонакопителей комбината зеленый щелок. Это химически опасное вещество не является отходом и не может быть сброшено куда-либо. Суд обязал акционерное общество за свой счет очистить карту от зеленого щелока и до того момента не использовать ее содержимое для производственных или иных нужд.

Второй иск прокурора касался требования восстановить жизнедеятельность активного ила на очистных сооружениях БЦБК. Хотя на комбинате не варили целлюлозу с осени 2013 года, предприятие не было полностью остановлено, и оно продолжало осуществлять стоки, где было превышено содержание загрязняющих веществ (ЗВ). Суд обязал БЦБК обеспечить соблюдение нормативов содержания ЗВ в сточных водах путем возобновления биологической очистки данных вод с помощью активного ила. Как рассказал корреспонденту ИА REGNUM Алексей Калинин, в настоящее время сточные воды из золошламоотстойников сбрасываются в озеро Байкал в неочищенном виде.

Также по требованию Западно-Байкальского прокурора суд принял решение запретить акционерному обществу проводить демонтаж оборудования на опасных объектах комбината до получения всех необходимых разрешений. Ранее сотрудники надзорного ведомства и Ростехнадзора установили, что на предприятии оборудование демонтировалось, а положительного заключения экспертизы промышленной безопасности на проектную документацию по ликвидации опасного производственного объекта у комбината не было.

Рассматривая апелляционные жалобы Байкальского ЦБК на решения Слюдянского районного суда, Иркутский областной суд установил, что доказательства, содержащиеся в материалах гражданских дел, являются достаточными для признания вины комбината. «Несмотря на закрытие БЦБК, экологическая угроза Байкалу до настоящего времени не ликвидирована. Не решен вопрос ликвидации отходов комбината, находящихся на картах-шламоотстойниках Бабхинского полигона, который расположен менее чем в трех километрах от озера. Сама территория завода за десятилетия использования стала химически загрязненной. В связи с этими сохраняющимися угрозами прокуратура не планирует ослаблять надзор в период ликвидации БЦБК. В случае выявления каких-либо нарушений экологического законодательства на комбинате, будем принимать необходимые меры прокурорского реагирования, включая предъявление исковых требований в суд», — подчеркнул Алексей Калинин.

Байкальский ЦБК работает в Иркутской области с 1966 года. Производство на целлюлозно-бумажном комбинате остановлено 13 сентября 2013 года. Большинство работников уволено по сокращению штатов. 1 июля около 20 сокращённых сотрудников объявили голодовку с требованием создания новых рабочих мест. На данный момент акции протеста временно прекращены.