Проблема бродячих собак затрагивает не только жителей Красноярска, но и наносит вред животным заповедника «Столбы»

В красноярском заповеднике «Столбы» с приходом весны участились случаи столкновения людей со стаями бродячих собак.

Как сообщила ИА REGNUM замдиректора заповедника по научной работе Анастасия Кнорре, в туристическом районе «Столбов» замечены стаи бродячих собак — от пяти до девяти особей.

«Бродячие собаки наносят непоправимый вред животному населению заповедной территории. За год на территории заповедника и в его охранной зоне только по официальным данным встречено 56 групп собак общей численностью 157 особей. Стаи бродячих собак уже традиционно отмечаются вдоль реки Базаихи (Гранитный, Мраморный карьеры, детские лагеря отдыха), в районе поселка Базаиха и села Слизнево. От поселка Мраморный карьер проходы собак отмечены на расстоянии 7 км, по проселочной дороге до кордона Сынжул и далее по тропе до кордона Намурт», — рассказала Кнорре.

Как уточнили специалисты заповедника, стаи бродячих собак постоянно фиксируются в туристическом районе заповедника — возле Сервис-центра на Перевале, в районе Центральных Столбов, на Барьерах. Зимой и в теплое время года собаки обходят основные тропы — Каштачную, Лалетинскую, Манскую и стоянки туристов в ТЭРе.

Также собаки заходят и в закрытую зону заповедника. В прошлом году произошло по два нападения собак на маралов. Один раз они напали на барсука. В ноябре 2014 года в нижнем течении Намурта (правый приток реки Базаихи) на скальном уступе три собаки держали двух маралов. Один из них сорвался со скалы и погиб. В феврале прошлого года в районе Фокинских скал нашли останки молодого марала, его разорвала группа собак. В мае 2014 года недалеко от поселка Слизнево обнаружили труп барсука. В декабре прошлого года в районе ручья Роево были найдены останки косули, также разорванной собаками.

«Как правило, стаи бродячих собак продвигаются по тропам, но в малоснежные зимы, как в этом году, они способны проникать вглубь заповедной территории и по неглубокому снегу, не только пугая посетителей, но и нанося существенный ущерб животным заповедника», — рассказала Анастасия Кнорре.

Работники заповедника пожаловались, что они не в состоянии решить самостоятельно «этот сложный и наболевший вопрос». Городские власти, по словам специалистов, также пока не продвинулись в его решении. «И если в городе этот вопрос поднимается часто и хоть как-то решается, то в пригородной части мы остаемся один на один с этой проблемой», — подытожили в «Столбах».

Специалисты заповедника просят посетителей не прикармливать и не гладить бродячих собак, не вступать с ними в контакт.

Как сообщили ИА REGNUM в мэрии Красноярска, проблема присутствия в заповеднике бродячих собак возникала и ранее. В частности, два года назад эта тема обсуждалась на выездном совещании, посвященном организации взаимодействия муниципалитета и администрации заповедника «Столбы». По данным департамента городского хозяйства Красноярска, работа по отлову бродячих животных в городе ведется. «В текущем году отловом безнадзорных животных занимается подрядчик, ставший победителем аукциона, контракт с ним подписан до 31 декабря 2015 года на сумму около 10 млн рублей. В прошлом году на территории города было отловлено около 2 тыс. безнадзорных животных на сумму около 5,5 млн рублей», — рассказали в департаменте.

Как сообщил в беседе с корреспондентом ИА REGNUM руководитель красноярского объединения любителей животных «Друг» Виктор Долженко, в Красноярске работа с бродячими собаками ведется плохо, «так же как и в большинстве других городов России». «В позапрошлом году в результате титанических усилий в крае был принят закон, определяющий порядок работы с безнадзорными животными. Их должны гуманно отлавливать, стерилизовать, делать прививки и выпускать в прежнее место обитания тех особей, которых не удалось пристроить. К сожалению, эта система в крае не работает», — сказал Долженко.

По его словам, деньги, выделяющиеся на эту работу каждому муниципалитету, в Красноярске «расходуются бездарно»: «Раньше выделяли по 8-10 млн рублей на варварский отстрел бродячих животных, но при этом меньше их не становилось. А теперь денег выделяют в разы меньше. Между тем для реализации этой программы нужно иметь место для стерилизации отловленных животных, для диагностики, специальную службу, обученных людей, которые умеют и хотят гуманно работать с животными. Но ни в одном муниципалитете края таких центров стерилизации нет, а тем более пунктов передержки». По словам Долженко, все держится только на энтузиазме волонтеров, добровольцев, однако большим препятствием служат финансовые трудности.

Напомним, проблема бродячих собак актуальна практически для всех регионов России, включая сибирские регионы. Например, в Чите после гибели ребенка в результате нападения безнадзорных животных был введен режим ЧС.