От судьбы "Алтайского тракторного завода" напрямую зависит жизнь третьего по величине города Алтайского края - Рубцовска. Производство на этом градообразующем предприятии за несколько лет сошло на нет. В 2007 году завод был объявлен банкротом. И как пишет в своей статье главный редактор краевого информационного агентства "ПолитСибРу" Дмитрий Негреев, известие о том, что имущество обанкротившегося предприятия разбили на лоты и продают по частям, и что продан только один из самых ликвидных лотов, оптимизма жителям города не добавило.

К уже имеющимся проблемам (кризис промышленности и коммунального хозяйства, наркомания) в ближайшее время Рубцовск может получить еще одну - всплеск безработицы. Если это произойдет, то причиной станет распродажа по частям Алтайского тракторного завода - "Алттрака".

Сегодня на "Алттраке" числятся 3 700 человек. Для 40 - 50 тысяч экономически активного населения Рубцовска (население около 157 тыс. человек) это много. Если работники "Алттрака" завтра окажутся на улице, то уровень безработицы в городе подскочит примерно на 8%.

"Алттрак", признанный в ноябре 2007 года банкротом, 25 июня начал распродаваться по частям. Пока купили только один лот из восьми. Технологический комплекс предприятия за 202 млн. рублей приобрела новосибирская компания ООО "Бетон 45", аффилированная с собственником предприятия - группой компаний "РАТМ".

Нужно отметить, что "Алттртак" уже многие годы находится в кризисе. Динамика производства основной продукции завода - тракторов на гусеничном ходу - выглядит так:

2003 г. - 972 шт.

2004 г. - 358 шт.

2005 г. - 241 шт.

2006 г. - 347 шт.

2007 г. - 80 шт.

За пять месяцев (январь - май) 2008 года "Алттрак" произвел 38 тракторов (все данные Росстата). Стоит ли говорить, что это капля по сравнению не только с советскими временами, когда Алтайский тракторный завод выпускал до 30 тыс. машин в год, но и с совсем недавним периодом.

Владельцем 38% акций "Алттрака" последние годы являлась группа компаний "РАТМ". Остальные акции принадлежат физическим лицам. Понимая важность предприятия для экономики края и, особенно, для Рубцовска, краевая администрация пыталась вмешаться в судьбу завода. Но все попытки оказались неуклюжими и результатов не дали.

Возможно, наиболее перспективный шаг был сделан в 2005 году тогдашним губернатором Михаилом Евдокимовым - во время визита в Белоруссию он договаривался об организации сборки в Рубцовске продукции Минского тракторного завода (МТЗ выпускает не только колесные, но и гусеничные тракторы). Но этот проект не состоялся. Как говорят, сначала против него были настроены на Алтае, а теперь уже и белорусы не хотят начинать сотрудничество.

В 2006 году так и не запущенный в серию и давно морально устаревший трактор Т-250, который многие в крае все еще считают чуть ли не чудом отечественного тракторостроения, показали премьер-министру Михаилу Фрадкову, посещавшему Алтай. Глава правительства не впечатлился. Тем не менее, губернатор Александр Карлин попросил у Фрадкова 350 млн. рублей для начала производства Т-250 (на предприятии в это время уже шла процедура банкротства) и еще 350 млн. рублей для производства дизелей и научно-исследовательские и конструкторские работы. Денег, естественно, не дали.

В 2006 году "Алттрак" по контрактам с Узбекистаном и Казахстаном должен был произвести 1200 тракторов. Выпустил только 347. В 2007 году предприятие планировало выпустить 300 тракторов сельхозназначения - выпустило 80.

Между тем, невзирая на этот развал, администрация края бодрилась и рисовала радужные перспективы. В конце февраля 2007 года курирующий промышленность первый вице-губернатор Сергей Локтев бодро рапортовал на пресс-конференции: "С 1 апреля "Алттрак" приступает к серийному выпуску новой модели трактора "Т 402А", который прошел все соответствующие испытания. В течение года мы его дважды демонстрировали нашим сельхозпроизводителям, которые дали трактору высокие оценки".

Кстати, о "высоких оценках". Спикер краевого Законодательного собрания Иван Лоор, возглавлявший ранее Главное управление сельского хозяйства края, заявил недавно: "Хотя я патриот Алтая, но хорошо знаю проблему качества продукции "Алттрака", несоответствия ее требованиям времени. Поэтому искусственно вытягивать завод лишь за счет крестьян было бы тоже неверно".

В середине прошлого года вице-губернатор Виталий Ряполов сказал в интервью сайту Doc22.ru: "В настоящее время на ОАО "Алттрак" в рамках внешнего управления заканчивается выполнение антикризисной программы. Осуществлен большой объем работ по сокращению издержек производства, снижению себестоимости продукции, оптимизации структуры и численности персонала предприятия... Планом внешнего управления предусмотрена продажа предприятия в составе единого имущественно-технологического комплекса".

Нужно сказать, что в прессе уже не раз звучали предупреждения по поводу судьбы "Алттрака. Еще в 2005 году известный алтайский промышленник и инвестор Сергей Хачатурян в одном из интервью сказал об "Алттраке": "Не думаю, что это предприятие надо брать даже задаром". Кстати, с точкой зрения Сергея Хачатуряна вполне коррелируется бытующее сегодня мнение о том, что конечная цель всей возни вокруг "Алттрака" - ликвидация конкурента (см. ниже).

Бывший директор "Алттрака" и бывший мэр Рубцовска Артур Дерфлер: "Уничтожение завода "Алттрак" было выгодно в первую очередь Волгоградскому и Владимирскому тракторным заводам - с рубцовским предприятием они работают на одном рынке. А эти заводы входят в состав "Агромаш-Холдинга". Поэтому надо говорить, что развал "Алттрака" в интересах "Агромаш-Холдинга".

Но власти к этим предупреждениям не прислушивались. В итоге случившееся, похоже, шокировало даже краевую администрацию. 3 июля Александр Карлин собрал на совещание своих замов (первого - Сергея Локтева, отвечающих за промышленность и экономику Виталия Ряполова и Михаила Щетинина), мэра Рубцовска Петра Гамалеева и президента группы компаний "РАТМ" Эдуарда Тарана.

На совещании было официально признано, что ООО "Бетон 45" аффилированно с ГК "РАТМ" (в бытность которой собственником предприятия оно стало банкротом), и что часть работников "Алттрака" уволят.

Пресс-служба администрации края сообщает, что в двухмесячный срок планируется организовать производство трелевочных тракторов и специальной техники в объемах, достаточных для вывода предприятия на безубыточную работу. А после проведения всего комплекса подготовительных работ и необходимых государственных испытаний будет организован серийный выпуск тракторов сельскохозяйственного назначения Т-402А. Уже в следующем году начнется освоение производства новых высокопроизводительных тракторов А-600 с участием стратегических инвесторов, а в 2010 году планируется начать их серийное производство.

На просьбу корреспондента ПолитСибРу уточнить, о каких стратегических инветорах идет речь, в пресс-службе администрации края ответили, что кроме "РАТМа" больше никакие компании не называются.

Однако оптимизма все эти заявления ни у кого не вызывают. Председатель Рубцовского горсовета Владимир Жеребятьев заявил в интервью газете "Континент Сибирь", что поскольку "о положительном вкладе РАТМа за время, которое он являлся собственником завода, говорить не приходится, очень трудно предположить, каков будет дальнейший сценарий развития". А Валерий Поздеев, первый заместитель гендиреткора ООО "ЧТЗ-Уралтрак", компании, которая проявляла интерес к приобретению "Алттрака", но отказалась от своих попыток, потому что завод стали продавать не полностью, а по частям, в интервью, той же газете заявил: "Мы были там (на "Алттраке") в прошлом месяце и обстановкой владеем. Без серьезного подхода специалистов по тематике производства там делать нечего. Зачем они (новые собственники) этот актив взяли? Вариантов много. Достаточно примеров, когда производственные площади превращались в торгово-развлекательные комплексы, может быть, преследуются подобные цели".

Будущее "Алттрака" туманно. В профкоме корреспонденту ПолитСибРу сообщили, что на период ликвидации предприятия (примерно два месяца) на заводе будет оставлено 300 - 400 работников из 3700. Что дальше - не знает никто.

На полученные от продажи первого лота средства планируется погасить формировавшиеся последние три - четыре года более чем 100-миллионные долги перед работниками "Алтррака". Если это произойдет, одна острая краевая проблема (задолженность по зарплате) будет частично решена. Зато еще сильнее может обостриться другая - безработица (напомним, что по количеству безработных Алтайский край и так занимает первое место в Сибирском федеральном округе и второе - в России). А она, вполне вероятно, усугубится акциями протеста. Рабочие "Алттрака" уже не раз устраивали голодовки и забастовки по поводу нарушения их прав.

Вся эта печальная история заставляет задуматься над тем, есть ли в крае осознанная промышленная политика. В связи с этим хотелось бы задать администрации Алтайского края несколько вопросов.

- Почему не было выполнено обещание о продаже предприятия в составе единого имущественно-технологического комплекса?

- Могла ли администрация края реально повлиять на ситуацию на "Алттраке"? Если могла, то каковы механизмы этого влияния? Если нет, то зачем нужно было несколько лет делать "хорошую мину при плохой игре"?

-О каких, все-таки, "стратегических инвесторах" шла речь на совещании у губернатора? Почему не называются их имена?

- На какие предприятия будут трудоустроены уволенные рабочие "Алттрака"?