Испанско-марокканский проект строительства подводного тоннеля в районе Гибралтарского пролива столкнулся с трудностями. Испания и Марокко давно вынашивают план соединения Европы и Африки железнодорожным тоннелем под дном Гибралтарского пролива. Ещё десять лет назад созданными по решению правительств двух стран государственными компаниями были проведены исследования, которые показали, что связать два континента по самой короткой 14-километровой линии между побережьем Испании и Марокко не представляется возможным из-за 900-метровой глубины пролива в этом месте. Об этом пишет сегодня российская железнодорожная газета "Гудок".

Тогда, уточняет газета, трассу тоннеля перенесли западнее к марроканскому городу Танжер. В этом случае длина тоннеля увеличивается до 37,7 км, из которых почти 28 км должны пройти под дном пролива, но зато глубина моря в этом месте не превышает 300 м, что в принципе делает возможным прокладку тоннеля. Однако дальнейшие исследования дна Гибралтарского пролива, проведённые с привлечением самых современных океанических исследовательских судов, ставят под сомнение возможность осуществления смелого проекта. Достоянием испанских СМИ стала информация о том, что пробное бурение на трассе будущего тоннеля показало наличие в самой середине пролива двух глубоких пластов глинистых почв, которые, по мнению специалистов, могут стать препятствием для прокладки тоннеля. Теперь, как считают технический директор проекта известный швейцарский инженер Джованни Ломбарди и его правая рука Андреа Пансьера, "следовало бы прорыть временный тоннель диаметром 6 м до ближайшего глинистого пласта и исследовать его свойства". Однако это, во-первых, примерно на 8 лет задержит осуществление основных работ, а во-вторых, приведёт к удорожанию строительства почти на миллиард евро. К тому же, по мнению экспертов, нет никакой уверенности в том, что после проведения необходимых исследований заключение о возможности строительства основного тоннеля будет положительным.

Это ставит под сомнение целесообразность намеченной на 13 октября поездки в Люксембург министра развития Испании Магдалены Альварес и министра транспорта Марокко Карима Халлаба, которые собирались представить проект тоннеля на совещании министров иностранных дел стран ЕС и заручиться их поддержкой в надежде на получение финансирования строительства из общеевропейских источников. Мадрид и Рабат на основе межправительственной договорённости подрядили французско-испанско-марокканско-швейцарский консорциум разработать чертежи подводного тоннеля. Стоимость проекта может варьироваться от 6,5 до 13 млрд евро. По самым оптимистичным прогнозам, потребуется более 20 лет, чтобы пассажиры могли сесть на скоростной поезд в Севилье и через пару часов оказаться в Рабате.

По прогнозам специалистов, к 2025 году объём пассажирских перевозок через афро-европейский тоннель мог бы составить 9 млн человек в год, а грузов - 8 млн тонн. Возникшие технические трудности могут отодвинуть осуществление грандиозного проекта на неопределённый срок.