Министерство сельского хозяйства России рассматривает возможность передачи в ведение регионов всех государственных заводских конюшен, сообщил ИА REGNUM источник в министерстве. Причем, речь идет не только о племенных хозяйствах, в собственность предполагается отдать также конные заводы. Сейчас в стране насчитывается около 70 ГЗК, находящихся на балансе государства. Возможные последствия от такого решения ИА REGNUM попросило прокомментировать доцента кафедры коневодства Российского государственного аграрного университета - МСХА им.К.А.Тимирязева, кандидата сельскохозяйственных наук Вадима Парфёнова.

По его словам, Минсельхоз действительно планирует передать государственные заводские конюшни на региональный уровень. Перед тем, как принять окончательное решение нужно провести консультации с нынешними владельцами конюшен и сообщить им, что при определении новых собственников конюшня в обязательном порядке сохраняет основной профиль. Более того, они должны содействовать развитию и других направлений работы. Только при соблюдении двух этих условий можно говорить о целесообразности передачи племенных учреждений. Просто выставлять конюшни на аукционы и продавать нельзя категорически. Парфенов считает, что Минсельхоз должен подходить индивидуально к передаче каждой государственной конюшни в руки регионалов, ведь в одних случаях такое решение может быть полезным, в других - губительным.

"К примеру, для конюшен, расположенных в восточных регионах страны и Сибири, это сулит больше плюсов, чем минусов. Здесь они функционируют достаточно эффективно, а дополнительная самостоятельность только пойдет на пользу - отпадет необходимость за каждой мелочью обращаться в Москву. После передачи субъектам бывшие государственные конюшни могут осуществлять свою деятельность либо на основе хозрасчета либо полностью перейти на финансирование из местных бюджетов. Совсем не радужная перспектива ждет конюшни, расположенные в европейской части России. Большая часть из них номинально числятся таковыми. В действительности никакая серьезная работа здесь не ведется. Яркий пример - это Московская госконюшня. Назрела необходимость снять с нее статус государственной заводской конюшни и отдать в чьи-то руки для создания конной базы. Оставлять все как есть бессмысленно", - отмечает эксперт.

"Одна из основных задач государственных конюшен состоит в том, чтобы расставлять своих жеребцов-производителей по хозяйствам для покрытия кобыл с целью получения жеребят. В Московской области хозяйств, где имеются такие кобылы очень мало и жеребцов соответственно тоже. Зато сугубо коммерческие вопросы они решают неплохо. Московской конюшне принадлежит участок площадью более 200 га, там есть большие постройки, которые сдаются в аренду. Словом занимаются чем угодно только не основной своей деятельностью. Конечно, если эту конюшню передадут, то, наверное, власти Подмосковья откажут в финансировании, так как отдачи от нее почти никакой. К счастью, такая ситуация не везде. Так, во Владимирской области создана неплохая конюшня. У них и жеребцы интересные, и спрос на них имеется. Но положение все равно бедственное, как в других местах, они с трудом сводят концы с концами. А все потому, что финансирование из федерального бюджета осуществляется по остаточному принципу", - рассказывает эксперт.

Вадим Парфёнов не исключает, что в ходе практической реализации решения министерства сельского хозяйства многие конюшни будут спущены с молотка и перестанут существовать. По его словам, это вполне вероятно, ведь большинство госконюшен расположено или в городах, или на окраинах. "Некоторые просто мечтают поскорее использовать эти земли в своих целях. Впрочем, если конюшня работает эффективно, то ее руководству удастся избежать приватизации. А чтобы достичь эффективности, государственным конюшням надо подумать о расширении объемов деятельности. По статистике, примерно 60% молока в России производят частные хозяйства, а около 50% картофеля выращивается на приусадебных участках. Лошади могут принести огромную пользу в возделывании тех или иных сельхоз культур. Поэтому надо развивать рабоче-пользовательское коневодство. Это можно и нужно делать на базе государственных конюшен. Иметь собственный трактор далеко не каждому крестьянину под силу, да и взять его в аренду тоже недешево. Между тем, лошадь прокормить проще - дал ей сено и она работает. Но беда в том, что у нас практически нет конного инвентаря для обработки земель. По этой причине на селе отказываются содержать лошадей. А если крестьянин мог бы получить плуг, культиватор, борону, косилку, грабли, то с огромным удовольствием возделывал свои поля и собирал экологически чистую продукцию. Сегодня никто этот инвентарь не производит. Хотя больших заводов для производства не требуется, достаточно открыть маленький цех, который, кстати, мог бы разместиться на территории конюшни. Кто-то скажет, что я предлагаю вернуться в каменный век. Но это не так. В последние годы в Европе стали появляться т.н. естественные фермы. Фермеры полностью отказались от машиной техники, и используют в работе только лошадей и органические удобрения. В результате получается экологически чистая продукция, пользующаяся популярностью у покупателей даже несмотря на то, что она в полтора-два раза дороже. В России этим направлением никто не хочет заниматься. У нас считается, что лошади используются исключительно в соревнованиях. Между прочим, только 5% всего поголовья участвуют в бегах и скачках, а 95% - это рабочие лошади. Для привлечения лошадей к сельскохозяйственному производству надо иметь действительно полноценное поголовье, надо серьезно работать над совершенствованием качества лошадей. В этом большая роль Минсельхоза. Но там, по-моему, вообще забыли о существовании такой отрасли, как коневодство", - констатирует Парфёнов.