Законопроект "О дополнительных мерах для укрепления стабильности банковской системы в период до 31 декабря 2011 года" внесен группой депутатов в Государственную думу РФ. Как передает корреспондент ИА REGNUM 22 октября, документ дополняет действующее законодательство специальными процедурами вмешательства госорганов, рассчитанными на кризисный период. Такой подход соответствует мировой практике, был опробован в России во время финансового кризиса 1998 года, отмечают депутаты Госдумы.

Агентство по страхованию вкладов (АСВ) поручает функции по предупреждению банкротства банков, причем такая работа будет вестись АСВ под контролем Банка России.

Законопроектом предусмотрено необходимое финансирование деятельности по предупреждению банкротства банков. "Помимо средств новых инвесторов, в качестве "последнего резерва" также предлагается использовать средства федерального бюджета, Фонда страхования вкладов и Банка России. В этой связи предлагается сделать взнос РФ в имущество АСВ в размере до 250 млрд руб., а также предусмотреть возможность предоставления Банком России кредитов АСВ на срок до 5 лет без обеспечения", - говорится в пояснительной записке к законопроекту.

Решение об осуществлении специальных процедур предупреждения банкротства может быть принято по результатам работы наблюдателей, направленных Банком России в конкретный банк, и оценки ими реального положения дел.

Законопроект предлагает следующие основные процедуры. Во-первых, проведение рекапитализации банка за счет средств новых инвесторов. Во-вторых, в случаях, когда инвестор временно отсутствует, например, в связи со сложной ситуацией на рынке, в качестве резервного варианта предусматривается рекапитализация банка за счет государственных средств и его последующая продажа. В третьих, может применяться перевод в другой финансово устойчивый банк обязательств проблемного банка перед кредиторами с одновременной передаче активов на эквивалентную рыночную стоимость (после этого проблемный банк может быть ликвидирован). В-четвертых, законопроект предусматривает выкуп активов банка, в том числе неработающих, долгосрочных, не приносящих доход.

В законопроекте отмечается, что эти процедуры в различных сочетаниях могут применяться для двух сценариев. Первый - между новым инвестором и старыми владельцами банка достигнуто соглашение о продаже банка. В этом случае инвестору или банку АСВ может оказать финансовую помощь, например, выдать кредит на выкуп у банка активов, не приносящих доход.

Второй сценарий - действия при отсутствии нового инвестора. В этом варианте над проблемным банком Банком России временно может быть установлен административный контроль. В его рамках предусмотрена процедура принудительного привлечения капитала банка в соответствии с величиной его собственных средств (при отрицательных значениях капитал списывается до 1 рубля) при оставлении полномочий органов управления банка и их передача временной администрации, причем полномочия временной администрации передаются АСВ.

После уменьшения капитала временной администрацией может быть принято решение о его увеличении. Дополнительная эмиссия акций (вклад) может быть сразу выкуплен инвестором либо на период поиска инвесторов в капитал банка вправе временно войти в АСВ. Для последнего случая предусмотрена процедура быстрого выхода из капитала: при получении предложения о продаже акций (долей) АСВ обязано выставить их на торги; цена реализации не должна быть ниже большей из двух величин: стоимости чистых активов банка или расходов АСВ по предупреждению его банкротства.

Законопроектом также предусмотрена возможность перевода в другой банк обязательств проблемного банка перед кредиторами с одновременной передачей активов на эквивалентную стоимость. Эта мера, отмечают авторы документа, позволяет сохранить активы банка в обороте, обеспечить кредиторам быстрый доступ к их средствам и системе расчетов. Обязательства перед кредиторами передаются в соответствии с их очередностью, допускается также передача застрахованной части обязательств. В последнем случае при превышении страховой ответственности над стоимостью отчуждаемых активов за счет Фонда страхования вкладов возможна выплата компенсации банку приобретателю, а также кредиторам проблемного банка. Подобный механизм, подчеркивают законодатели, широко используется в мировой практике.

Предполагается, что положения законопроекта вступят в силу со дня официального опубликования и будут применяться до 31 декабря 2011 года включительно.

Как сообщало ранее ИА REGNUM, законопроект был рассмотрен комитетам Госдумы по финансовому рынку 21 октября и рекомендован к принятию в трех чтениях. Напомним, что законопроект планируется рассмотреть на пленарном заседании в четверг, 23 октября.