Законопроект о выкупе проблемных банков государством внесен в Госдуму
Москва, 22 октября, 2008, 12:50 — ИА Регнум. Законопроект "О дополнительных мерах для укрепления стабильности банковской системы в период до 31 декабря 2011 года" внесен группой депутатов в
Агентство по страхованию вкладов (
Законопроектом предусмотрено необходимое финансирование деятельности по предупреждению банкротства банков. "Помимо средств новых инвесторов, в качестве "последнего резерва" также предлагается использовать средства федерального бюджета,
Решение об осуществлении специальных процедур предупреждения банкротства может быть принято по результатам работы наблюдателей, направленных Банком России в конкретный банк, и оценки ими реального положения дел.
Законопроект предлагает следующие основные процедуры. Во-первых, проведение рекапитализации банка за счет средств новых инвесторов. Во-вторых, в случаях, когда инвестор временно отсутствует, например, в связи со сложной ситуацией на рынке, в качестве резервного варианта предусматривается рекапитализация банка за счет государственных средств и его последующая продажа. В третьих, может применяться перевод в другой финансово устойчивый банк обязательств проблемного банка перед кредиторами с одновременной передаче активов на эквивалентную рыночную стоимость (после этого проблемный банк может быть ликвидирован). В-четвертых, законопроект предусматривает выкуп активов банка, в том числе неработающих, долгосрочных, не приносящих доход.
В законопроекте отмечается, что эти процедуры в различных сочетаниях могут применяться для двух сценариев. Первый - между новым инвестором и старыми владельцами банка достигнуто соглашение о продаже банка. В этом случае инвестору или банку АСВ может оказать финансовую помощь, например, выдать кредит на выкуп у банка активов, не приносящих доход.
Второй сценарий - действия при отсутствии нового инвестора. В этом варианте над проблемным банком Банком России временно может быть установлен административный контроль. В его рамках предусмотрена процедура принудительного привлечения капитала банка в соответствии с величиной его собственных средств (при отрицательных значениях капитал списывается до 1 рубля) при оставлении полномочий органов управления банка и их передача временной администрации, причем полномочия временной администрации передаются АСВ.
После уменьшения капитала временной администрацией может быть принято решение о его увеличении. Дополнительная эмиссия акций (вклад) может быть сразу выкуплен инвестором либо на период поиска инвесторов в капитал банка вправе временно войти в АСВ. Для последнего случая предусмотрена процедура быстрого выхода из капитала: при получении предложения о продаже акций (долей) АСВ обязано выставить их на торги; цена реализации не должна быть ниже большей из двух величин: стоимости чистых активов банка или расходов АСВ по предупреждению его банкротства.
Законопроектом также предусмотрена возможность перевода в другой банк обязательств проблемного банка перед кредиторами с одновременной передачей активов на эквивалентную стоимость. Эта мера, отмечают авторы документа, позволяет сохранить активы банка в обороте, обеспечить кредиторам быстрый доступ к их средствам и системе расчетов. Обязательства перед кредиторами передаются в соответствии с их очередностью, допускается также передача застрахованной части обязательств. В последнем случае при превышении страховой ответственности над стоимостью отчуждаемых активов за счет Фонда страхования вкладов возможна выплата компенсации банку приобретателю, а также кредиторам проблемного банка. Подобный механизм, подчеркивают законодатели, широко используется в мировой практике.
Предполагается, что положения законопроекта вступят в силу со дня официального опубликования и будут применяться до 31 декабря 2011 года включительно.
Как сообщало ранее ИА REGNUM, законопроект был рассмотрен комитетам Госдумы по финансовому рынку 21 октября и рекомендован к принятию в трех чтениях. Напомним, что законопроект планируется рассмотреть на пленарном заседании в четверг, 23 октября.