Китайская ассоциация потребителей планирует увеличить поставки компьютеров и комплектующих в Россию. По данным Главного статистического управления Китая, в 2008 году КНР экспортировала в РФ на 188,5% компьютеров больше, чем в 2007 году, на общую сумму $464 млн (на $288 млн или 164% больше). При этом компьютеризация населения в России достигла только 27% (для сравнения, в США - 72,5%, Японии - 73,8%, Германии - 67%). По мнению специалистов Ассоциации, это открывает широкое поле деятельности и дает основания полагать, что в будущем компьютеры в России будут покупаться наравне с телевизорами и пылесосами, а главное место в поставках будет принадлежать Китаю. Об этом корреспонденту ИА REGNUM 24 марта сообщили в пресс-службе компании Optim Consult.

Вместе с тем, компьютерная индустрия Китая переживает не лучшие времена. Так, в первом месяце 2009 года общий объем экспорта китайских компьютеров поднялся лишь на 8,8% по сравнению с январем 2008 года (прошлогодняя цифра - 24%), в стоимостном выражении это на $366 млн или на 8,4% меньше. При этом объем экспорта компьютеров в Россию в январе также существенно снизил темпы роста - всего 8,5% (вместо 100% в аналогичный период прошлого года), что на $1,5 млн меньше, чем в первом месяце 2008 г.

По мнению гендиректора Optim Consult Евгения Колесова, негативное влияние кризиса на компьютерный спрос будет продолжаться. "Покупатели приобретают высококачественную копию по очень доступной цене - это не может не привлекать, хотя и имеет негативную сторону в плане защиты торговых марок, послегарантийного обслуживания и т.д. Но сегодня мало того, что сократились экспортные заказы, на 30% снизились продажи и внутри страны - компьютеры все же не товар первой необходимости, наряду со снижением покупательской способности спрос на них будет падать. Усугубляет положение китайских производителей то, что сырье покупалось еще в 2008 году, по высоким ценам. После падения цен на него, доход фабрик снизился", - отмечает эксперт по Китаю.

Китайское правительство предпринимает меры, направленные на увеличение продаж. В частности, реализация компьютеров в сельской местности (где компьютеризация населения составляет всего 10%) была приравнена к экспортным продажам - отныне производители имеют возможность вернуть НДС в одинаковом размере и от продукции, вывозимой за рубеж, и от продаж в деревнях. Данный шаг нацелен компенсировать затраты, теряемые производителями от снижения объема экспорта.

По данным на 31 декабря 2008 года компьютеризация населения в Китае составила 22,4%, число интернет-пользователей достигло 298 млн человек (22,6% населения, что на 60,8% больше, чем в 2007 году). Доля в объеме мирового производства - 50%, доля в объеме мирового экспорта - 80%, товар поставляется в 170 различных стран. Самые популярные марки - Lenovo, Founder, Great Wall и Haier. Средняя цена настольного компьютера составляет около 2 тыс. юаней (около $300), ноутбука - 3 тыс. юаней (около $450).