Глубина падения российской экономики во время кризиса обусловлена ее структурными особенностями. Об этом, как сообщили ИА REGNUM в пресс-службе Минэкономразвития, заявила сегодня, 24 марта, министр экономического развития России Эльвира Набиуллина, выступая на расширенном заседании коллегии "Итоги деятельности Министерства экономического развития Российской Федерации в 2008 году и основные задачи на 2009 год".

Главными из этих особенностей, по словам министра, стали "недиверсифицированность структуры экономики и экспорта, сильная зависимость экономического благополучия страны от спроса на те товары, потребление которых падает в первую очередь при замедлении темпов роста экономик других стран, и тем более при начавшейся рецессии". В качестве второй проблемы Набиуллина назвала недостаточную развитость финансовой системы, зависимость от внешнего кредита: "Мы не успели сформировать в экономике длинный финансовый ресурс, хотя такая задача была поставлена, а на коротких кредитах экономика устойчиво расти не может. Средний срок кредитования до кризиса российскими банками наших компаний составлял 1,5 года, тогда как иностранные банки кредитовали свои компании на сроки свыше 4 лет и под гораздо меньшие проценты. Внешние заимствования в последние годы обеспечили почти треть кредитного плеча в российской экономике, и теперь расходы на погашение корпоративного внешнего долга составят около 10% ВВП в 2009 году".

"Третья проблема предкризисного развития - несбалансированность экономического роста, - считает глава Минэкономразвития. - В ряде секторов экономики мы наблюдали опережающий рост спроса, не подкрепленный соответствующим предложением, и ограниченный низкой конкуренцией. Пример - жилищное строительство. Другие сектора были недоразвиты, недоинвестированы и недостаточно конкурентоспособны - прежде всего, инфраструктура, машиностроение. Экономика (особенно те сектора, которые динамично росли) "уперлась" в ограничения. Стали расти издержки предприятий по подключению к инфраструктуре, выросла стоимость рабочей силы. Мы не успели полноценно провести институциональные реформы - и уровень конкуренции остался низким".