Интервью с независимым азербайджанским экспертом, соучредителем общественного объединения Respublikachı Alternativ (REAL), выпускником Летнего университета Совета Европы в Страсбурге и программы "Лидер-шип" Госдепартамента США Натиком Джафарли.

ИА REGNUM: Господин Джафарли, насколько, по-вашему, успешны проводящиеся в настоящее время пенсионные реформы в Азербайджане?

Как известно, недавно Милли меджлис (парламент Азербайджана) принял ряд поправок к пенсионному законодательству. Согласно новому закону у мужчин, начиная с 1 января 2010 года по январь 2012 года, а у женщин - с 1 января 2010 года по 1 января 2016 года - пенсионный возраст ежегодно будет увеличиваться на 6 месяцев и достигнет 63 и 60 лет, соответственно.

Следует отметить, что будут также изменены условия назначения трудовой пенсии в связи с инвалидностью, опекунам, отцам-одиночкам, вырастившим ребенка и матерям с ограниченной дееспособностью. Кроме того, будет изменен подсчет суммы пенсии по достижении пенсионного возраста. В то же время будет сокращен на 5 лет пенсионный возраст матерей, воспитавших ребенка с ограниченной дееспособностью при условии достижения им 8 лет. Но при этом ей следует иметь 10-летний страховой стаж.

Из этих поправок можно понять, что возникнут определенные трудности при расчете пенсий у многих слоев населения. Помимо этого, учитывая среднюю продолжительность жизни в Азербайджане, увеличение пенсионного возраста, по сути, уменьшает время получения гражданами пенсий. То есть, среднестатистический азербайджанец будет получать пенсию на несколько лет меньше, чем получал до введения вышеперечисленных поправок. Ещё один момент, который вызывает опасение. Пока что законодательно не решен вопрос о том, могут ли средства в накопительной карте пенсионера быть переданы по наследству. Думается, что без решения этого вопроса, накопительная система, которая и без тог не очень эффективно работает в стране, окончательно потеряет доверие граждан.

ИА REGNUM: Государственный фонд социальной защиты (ГФСЗ) населения Азербайджана до сих пор получает бюджетные транши. Возможно ли, на ваш взгляд, в ближайшей перспективе его самодостаточное функционирование?

Доходная часть бюджета ГФСЗ представлена в размере 1775, 216 2 миллиона манатов (1AZN=$1,25), расходная - 1775,216 2 миллиона манатов. То есть, бюджет Фонда будет истрачен полностью. При этом доходы Фонда будут обеспечены за счет поступлений от обязательного социального страхования (1.221,0114 миллиона манатов) и трансферта из госбюджета Азербайджана (533,7048 миллионов манатов).

Как видим, трансферты из госбюджета составляют внушительную часть доходов ГФСЗ, причем вышеуказанные вливания имеют тенденцию роста. А это, согласитесь, не может не настораживать.

Чудес в наши дни не бывает. Для того, что бы ГФЗС сам себя полностью обеспечивал всеми необходимыми средствами, нужны кардинальные реформы во всех сферах экономики. Во-первых, должны быть выработаны механизмы, которые будут выгодны работодателям, с тем, чтобы они вели исключительно "белую бухгалтерию", особенно, в отношении приема на работу новых сотрудников.

Как тут с сожалением не вспомнить, что до сих пор остается высоким процент тех, кто работает без трудового договора, и ещё больше тех, кто получает маленькую "белую" зарплату, чтобы они и их работодатели платили меньше налогов, в том числе перечислений в ГФСЗ. Конечно, помимо этой, работники получают "черную", не учтенную официально зарплату, и естественно, с неё ничего не высчитывается.

Во-вторых, должны быть хорошая пропаганда и объяснение населению всех преимуществ накопительной системы.

ИА REGNUM: В последние годы всё чаще можно услышать разговоры о необходимости создания частных пенсионных фондов. Как вы считаете, существует ли сегодня экономическая база для их нормальной деятельности?

Действительно, разговоры о частных пенсионных фондах идут давно, но до сих пор никаких действий предпринято не было. Не разработана и не принята законодательная база, нет необходимых механизмов.

Невольно складывается впечатление, что само правительство не заинтересовано в появлении частных фондов, которые могут стать сильными конкурентами ГФСЗ. Да и экономическая база для введения частных пенсионных фондов не развита в достаточной мере. Для успешной деятельности таких фондов, в государстве должны быть, как минимум, рынок ценных бумаг и реально функционирующая биржа котировок. Ведь основные доходы частные фонды получают от того, что они в разумных пределах риска играют на биржах и делают средне- и долгосрочные инвестиции в разные сферы экономики. То есть они превращаются в активных участников экономической системы государства, и наравне с хеч-фондами (такие фонды функционируют не только за счет своих, но и заемных средств - прим. ИА REGNUM Новости) почти во все странах играют активную инвестиционную роль на рынке. А в Азербайджане, вследствие закрытости экономики и присутствия монополий во многих её сферах, эффективность таких частных фондов, если даже они будут созданы, будет минимальной.

ИА REGNUM: В рамках Программы Развития ООН в Афинах прошёл международный форум "Переходный период: проблемы развития" по пенсионным реформам в Азербайджане". Как была оценена его участниками презентация предстоящих пенсионных реформ республики, проведенная главой ГФСЗ Салимом Муслимовым? Учтены ли прозвучавшие там замечания?

К сожалению, в Азербайджане об этом мероприятии была озвучена довольно скудная информация, оставившая на самом деле множество вопросов. Вместе с тем известно, что презентация господина Муслимова вызвала значительный интерес участников форума. Следует отметить, что на этом достаточно представительном мероприятии принимали участие заместитель генерального секретаря ООН, региональный директор ПР ООН по Европе и странам СНГ Кори Удовочки, представители ООН и Всемирного банка, члены правительства Греции, а также делегации Восточной Европы и Центральной Азии.

И тем не менее, одно дело презентация за рубежом, другое - реалии нашей страны и принимаемые решения. Насколько мне известно, в Афинах нашей делегации были сделаны замечания в деле усовершенствования законодательства Азербайджана. И самое главное, нам рекомендовали правильно подсчитать прожиточный минимум в стране, и подогнать пенсии к прожиточному минимуму. Учитывая то, что уже утвержден бюджет государства и ГФСЗ на следующий год, ожидать изменений в этом направлении в 2010-м году нам не приходится. Надеюсь, что правительство Азербайджана учтет те замечания и предложения, которые прозвучали на этом форуме, и уже в ближайшее время начнет работать в этом направлении.