Глава делегации Европарламента в Парламентской ассамблее "Восточного партнёрства" ("Евронест") Яцек Сариуш-Вольский 27 января заявил, что депутаты Национального собрания Белоруссии не приглашены для участия в работе ассамблеи. Белорусская делегация, по словам Сариуш-Вольского, будет целиком состоять из представителей оппозиции, так как парламент Белоруссии был избран недемократическим путём и ЕС его не признаёт. 28 ноября глава делегации Европарламента по связям с Белоруссией Яцек Протасевич заявил, что либо Минск соглашается на вариант "5+5" (пять депутатов и пять оппозиционеров), либо вся квота достанется оппозиции. При этом белорусские представители в любом случае будут иметь статус наблюдателей, а не делегатов. Ситуацию прокомментировал 4 февраля для ИА REGNUM Новости российский историк и политолог Олег Неменский.

Заявления Яцека Сариуш-Вольского и Яцека Протасевича вскрывают глубокие внутренние противоречия в польской восточной политике. Это, в первую очередь, расхождение между её крайней идеологизированностью и требованиями прагматического подхода. Позиция, озвученная польскими политиками, выглядит крайне неразумно, однако чего-то подобного стоило ожидать. "Восточное партнёрство" предполагает и экономическую, и политическую составляющие, и если на уровне экономики участие Белоруссии в программе было крайне желательно и выгодно, то в политической сфере признание равноправия и международной легальности представительства Белоруссии противоречит всему строю польской политики в отношении этой страны. Втягивание Белоруссии в "Восточное партнёрство" было большим успехом Варшавы, казалось бы, продемонстрировавшей, что Польша при правительстве Дональда Туска может вести игру гораздо более тонкую, чем прежде. Однако теперь видно, что довести её до полноценной реализации она вряд ли сможет: мессианские основы всей линии восточной политики этого не позволят.

Конечно, Варшава хотела бы, чтобы официальный Минск участвовал в экономических проектах, а в политическом поле был представлен оппозицией - конфигурация идеальная, но нереальная. Во-первых, международные отношения пока всё же не настолько идеологизированы, чтобы не признавать легальность правительств, демократичность которых вызывает сомнения. Здесь Польша пытается быть "святее Папы Римского", то есть Вашингтона, но даже там это вряд ли одобрят. Во-вторых, "Восточное партнёрство" - не настолько важная и привлекательная для Минска организация, чтобы он пошёл на такое унижение. Белоруссия вполне может хлопнуть дверью и не понесёт при этом никаких действительно ощутимых потерь. То есть эти требования попросту нереалистичные. В-третьих, разделить экономику и политику здесь вряд ли удастся - уже сами "экономические" проекты Варшавы имеют в первую очередь политический смысл. И если Белоруссия будет представлена ни на что реально не влияющими оппозиционерами, то и экономическая составляющая участия Белоруссии будет фактически заблокирована: эти люди - не те, с которыми можно обсуждать реальные дела. Ни одна из остальных пяти стран-участниц "Восточного партнёрства" не заинтересована в таком представительстве Белоруссии.

При этом стоит учесть, что если Минск выйдет из всей программы, то это будет сильнейшим ударом по ней. Трудно перечислить, сколько экономических проектов останется только на бумаге, если белорусское звено выпадет. Таким образом, сейчас весь проект поставлен под вопрос. Примечательно, что оба политика - и Сариуш-Вольский, и Протасевич - старые члены правительственной партии "Гражданская платформа". То есть это противоречия в одной и той же политической силе, которая и развернула эту программу. Более того, "Восточное партнёрство" - хотя и маленький проект с очень скромным бюджетом, но это очень важный экзамен для Польши. По тому, сколь успешно она его сдаст, будет измеряться её роль в будущих отношениях единой Европы со странами-участницами этой программы. И, кажется, уже сейчас Варшава рискует начать с провала. В своё время Польша претендовала на роль основного "моста" в российско-европейских отношениях, но крайняя идеологизированность её политики заставила западноевропейские страны отказаться от её "услуг". Теперь то же самое может произойти и в отношении со странами-участницами "Восточного партнёрства".